Мобильное

Современные проблемы науки и образования. Развитие информационной компетенции старших школьников в образовательном процессе Анализ учебника «Литературное чтение»

Статья посвящена актуальному на сегодняшний день вопросу формирования и развития информационной компетентности у учащихся школ. Поставлена задача разобраться в определениях «информационная компетентность», «информационно-коммуникационная компетентность», «ИКТ- компетентность», «информационно - функциональная компетентность», и понять какую все таки компетентность необходимо формировать у школьников. Обобщен анализ многих авторитетных ученых-педагогов в определении понятия "информационная компетентность".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ

Статья посвящена актуальному на сегодняшний день вопросу формирования и развития информационной компетентности у учащихся школ. Поставлена задача разобраться в определениях «информационная компетентность», «информационно-коммуникационная компетентность», «ИКТ- компетентность», «информационно - функциональная компетентность», и понять какую все таки компетентность необходимо формировать у школьников. Обобщен анализ многих авторитетных ученых-педагогов в определении понятия "информационная компетентность". В статье представлены компоненты структуры категории «информационная компетентность» . Сделан вывод о том, что понятие «информационная компетентность» имеет сложную структуру и процесс формирования информационной компетентности происходит поэтапно. Обобщены и уточнены понятия компьютерная грамотность, ИКТ-грамотность и ИКТ компетентность как основные этапы формирования информационной компетентности. В статье рассмотрена модель информационно-коммуникационной технологической компетентности учащихся, в рамках которого предусмотрен комплекс базовых познавательных умений.

Ключевые слова: компьютерная грамотность, ИКТ-грамотность, «информационная компетентность, информационно-коммуникационная компетентность, ИКТ- компетентность, информационно - функциональная компетентность.

В отечественной педагогической литературе, официальных документах министерства образования и науки и других источниках информации часто используются термины «компьютерная грамотность», «ИКТ грамотность», «информационная компетентность», «информационно-коммуникационная компетентность», «ИКТ- компетентность», «информационно - функциональная компетентность». Нами поставлена задача разобраться в этих определениях и понять какую все таки компетентность необходимо формировать у учащихся школ. Компетентностный подход в определении целей и содержания образования, ориентацией на освоение умений, обобщенных способов деятельности является ведущим в работах таких отечественных педагогов, как В.П.Давыдов, А.К.Макаров, А.М.Новиков, В.А.Сластенин, А.П.Тряпицина, А.В.Хуторской, Г.П.Щедровицкий и других. Необходимо отметить, что на современном этапе развития педагогики понятие "информационная компетентность" определяется неоднозначно (О.Б. Зайцева, А.Л. Семенов, В.Л. Акуленко, М.Г. Дзугоева, Н.Ю. Таирова, О.М. Толстых). Тришина С.В. считает, что информационная компетентность - это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности. В определении структуры категории "информационная компетентность" ею выделены компоненты, которые представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Компоненты структуры категории «информационная компетентность»

Н.Н.Абакумова считает, что информационная компетенция - это умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) . Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности субъекта образовательного процесса по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Кизик О.А. считает, что информационная компетентность включает в себя способности к самостоятельному поиску и обработке информации, необходимой для качественного выполнения профессиональных задач к групповой деятельности и сотрудничеству с использованием современных коммуникационных технологий для достижения профессионально значимых целей а также готовность к саморазвитию в сфере информационных технологий, необходимого для постоянного повышения квалификации и реализации себя в профессиональном труде. В литературе встречается понятие «информационно- функциональная компетенция» - комплекс различных видов деятельности (когнитивной, ценностно-мотивационной, коммуникативной, технико-технологической, рефлексивной), в процессе которой формируются навыки, способствующие развитию личности учащегося. А также понятие «коммуникационная компетентность» - деятельности при решении различных задач и ситуаций с привлечением персонального компьютера и средств компьютерной обработки информации. Информационно – коммуникационная компетентность школьников в рамках проекта «Информатизация системы образования» определяется, как способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа (access) к информации, ее опознание-определение(define), организации(integrate) , обработки(manage), оценки(evaluate), а также ее создания-продуцирования(create) и передачи-распространения(communicate), которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях экономики, которая основана на знаниях(know based economy). При этом формирование информационно – коммуникационной компетентности рассматривается не только (и не столько) как формирование технологических навыков, а как способность использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией, как в учебном процессе, так и для иных потребностей. Итак, можно сказать, что понятие «информационная компетентность» имеет сложную структуру и процесс формирования информационной компетентности и происходит в несколько этапов:

Рисунок 2. Этапы формирования информационной компетентности

В новых публикациях на эту тему, подготовленных педагогическими сообществами, отмечается, что ИКТ могут использоваться в школах более эффективно. Ведущие теоретики и практики демонстрируют, как это можно и нужно делать. Большинство из них придерживаются того мнения, что широко практикуемое обучение изолированным умениям в условиях особых “компьютерных классов” чаще всего не достигает своей цели. В качестве альтернативы такому методу обучения работе на компьютере они предлагают путь интеграции чисто технических моментов и содержательных задач различного рода. Руководящим принципом тут выступает положение о том, что конечным результатом обучения должно стать не понимание того, как функционирует компьютер, а способность использовать его в качестве инструмента решения разнообразных задач, коммуникации, организации деятельности, в частности – исследовательской. А это, в свою очередь, влечет за собой существенное изменение общей методики преподавания и конкретных акцентов. Переход от обучения отдельным навыкам работы на компьютере к интегрированному способу выработки информационной компетентности предполагает специальные усилия в этом направлении. Они показали, что для формирования последних необходимо выполнение двух существенных условий: во-первых, эти навыки должны быть непосредственно связаны с конкретной предметной областью и с используемыми учебными заданиями; во-вторых, сами навыки должны быть внутренне интегрированы между собой в рамках общей модели переработки информации. Выработка компьютерной компетентности не должна сводиться к простому перечню тех знаний и умений, которыми учащиеся должны овладеть (знание устройства компьютера, навыки работы с текстовым редактором, умение искать и находить нужную информацию в Интернете). Безусловно подобные знания и умения очень важны, традиционный путь обучения им в изолированном виде не обеспечивает успешного переноса навыков из одной ситуации в другую. Ученики овладевают отдельными приемами работы на компьютере, но у них не возникает понимания того, как эти приемы должны сочетаться между собой для решения разнообразных практических задач. Учащийся должен хорошо представлять себе конечную цель, понимать, как с помощью компьютера можно решить различные возникающие при этом задачи, и уметь реально использовать различные технические приспособления и возможности. Каждый отдельный навык работы на компьютере, интегрированный в процесс решения практических задач, приобретает для человека совершенно иной личностный смысл. Только в этом случае правомерно говорить о подлинной компьютерной грамотности, поскольку только тогда возникает понимание того, как современные технические средства могут превратиться в инструмент получения новых знаний. Таким образом, можно сказать, что понятие «компьютерная грамотность» сводиться к овладению навыками работы с компьютерными технологиями (текстовый редактор, электронные таблицы и т.д.) и средствами коммуникации. Однако, можно ли сказать, что каждый человек, который играет в компьютерные игры, а также пользуется электронной почтой или Интернетом, по-настоящему владеет компьютером? Достаточно ли тех знаний и умений, которые современные молодые люди получают в школе, для решения задач, с которыми они столкнутся в реальной жизни? Исчерпывают ли элементарные навыки работы с текстовым редактором те требования, которые выдвигают современное производство или обучение в высшем учебном заведении? На все эти вопросы нужно ответить отрицательно. Бурмакина В.Ф. и Фалина И.Н. дают определение понятия «информационно - коммуникационная технологическая грамотность» как использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе. Причем грамотность понимается, как умение учиться и развиваться всю жизнь, то есть ИКТ–грамотность предоставит индивидууму средства для успешной жизни и работы в экономически развитом или развивающемся обществе. На основе определения ИКТ–грамотности данные авторы переходят к понятию информационно – коммуникационной технологической компетентности (ИКТ–компетентности). Компетентность – понятие очень общее. В нем не отражены конкретные познавательно-практические качества, которые должны быть сформированы в процессе обучения. Это связано с тем, что в разных областях профессиональной деятельности компетентность будет раскрываться с помощью различных познавательно-практических понятий. Поэтому в разных предметных областях вырабатываются свои определения компетентности, например, языковая компетентность. Под ИКТ– компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ–грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности. При этом акцент делается на формирование симбиоза познавательных, этических и технических навыков. В качестве основы ИКТ - компетентности выступает комплекс умений. Первым шагом на пути превращения наших детей в компетентных пользователей современными информационно - коммуникационными технологиями является описание комплекса базовых познавательных умений, которыми им предстоит овладеть. Бурмакина В.Ф. и Фалина И.Н. определяют модель информационно-коммуникационной технологической компетентности, состоящей из семи познавательных действий, которые в свою очередь состоят из определенных умений, представленный на схеме 1.

Интегрирование информации

Схема 1. Модель информационно-коммуникационной технологической компетентности

Таким образом, формирование ИКТ - компетентности представляет собой процесс перехода к такому состоянию, когда ученик становится способным находить, понимать, оценивать и применять информацию в различных формах для решения личных, социальных или глобальных проблем. Выработка подлинной ИКТ - компетентности, прежде всего, предполагает формирование универсальных навыков мышления и решения. К ним относятся умения наблюдать и делать логические выводы, использовать различные знаковые системы и абстрактные модели, анализировать ситуацию с разных точек зрения, понимать общий контекст и скрытый смысл высказываний, неуклонно самостоятельно работать над повышением своей компетентности в этой сфере. ИКТ - компетентность школьника – это комплекс сформированных качеств личности, обеспечивающих гибкость и готовность к изменениям, эффективность в будущей профессиональной деятельности в условиях информатизации современного общества при овладении информационными и коммуникационными компетенциями.

Библиографический список

1. Абакумова Н.Н.Диагностика информационных компетентностей на разных уровнях образования.ТГУ, Томск, 2007 г.

2.Бурмакина В.Ф., Зелман М., Фалина И.Н. Большая семерка (Б7). Информационно –коммуникационно -технологическая компетентность. Методическое руководство для подготовки к тестированию учителей.М.2007 г.

3. Вербицкий А.А . Компетентностный подход и теория контекстного обучения. Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе:проблемы, задачи, перспективы». - М., 2004.

4. Гендина Н.И . Информационная культура личности в контексте формирования общества знаний (htttp://www.eilc2005.c-bit.ru/reg.php?action=get-doctxt&id=44).

5.Кизик О.А. Становление информационной компетентности учащихся в образовательном процессе профессионального лицея: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Петрозаводск, 2004 159 c. РГБ ОД, 61:05-13/334

6.Киселева Т.Г.Диагностика и формирование информационной компетентности средствами учебного предмета. Всероссийская интернет-конференция «Современный учитель и Новая школа» - М., 2009.


Формирование информационной компетентности учащихся в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов по дисциплине «Право»

Переход к информационному обществу вносит изменения во все сферы жизнедеятельности человека, что ведет к изменению требований, предъявляемых к современному специалисту. Одним из решений сложившейся ситуации является переход от знаниевой к компетентностной модели специалиста. Реализация этой модели обеспечивает подготовку человека не только обладающего знаниями, но и умеющего их применить в различных ситуациях. Информационная компетентность предполагает, в частности, знания как в области ИКТ, так и в области их эффективного применения в процессе своей непосредственной деятельности, ориентированной на использование информационного ресурса.

В ходе изучения обозначенной тематики выявлены противоречия между потребностью общества в специалистах, обладающих высоким уровнем информационной компетентности в области права, и недостаточной теоретической разработанностью данной проблемы в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов, с одной стороны; с другой - потребностью студентов в овладении информационной компетентностью и неопределенностью механизмов её формирования; потребностью во время педагогической практики в научно-методическом обеспечении процесса формирования информационной компетентности студентов на основе применения информационных технологий и неразработанностью организационно-педагогических условий, направленных на подготовку студентов к такого рода информационной деятельности.

Вышеперечисленные противоречия выражаются в форме научной проблемы: каковы организационно-педагогические условия формирования информационной компетентности студентов на уроках права в аспекте реализации Федеральных государственных образовательных стандартов?


Цель:

  • выявить, теоретически обосновать организационно-педагогические условия формирования информационной компетентности обучающихся на основе применения информационных технологий, и экспериментально проверить эффективность их реализации.

Объект :

  • процесс формирования информационной компетентности учащихся на основе применения информационных технологий в условиях внедрения стандартов нового поколения.

Предмет:

  • организационно-педагогические условия формирования информационной компетентности обучающихся на основе применения информационных технологий.

Гипотеза .

  • Процесс формирования информационной компетентности учащихся на основе применения информационных технологий будет эффективным, если: будет обеспечена организация информационно-образовательной среды путем насыщения информационными ресурсами; осуществлена диагностика и последующий мониторинг образовательных потребностей, мотивов и уровня знаний обучающихся; в учебной деятельности обучающихся активно использованы информационные технологии; самостоятельная учебно-познавательная деятельность обучающихся происходит на основе использования ИКТ.

Работа состоит из четырёх этапов включает в себя период с сентября 2012 года по май 2014 года. Второй этап (декабрь 2012 - январь - апрель 2013 г.) включает в себя разработку организационно-педагогических условий формирования информационной компетентности учащихся на основе применения информационных технологий и определение научно-методического инструментария их реализации; выявление критериев эффективности выделенных организационно-педагогических условий; осуществление, апробацию основных положений исследования в виде выступлений на научно-практических конференциях различного уровня значимости.


Обзор информации

1. Понятия «компетенция» и «ключевые компетенции».

Идеи модернизации образования на компетентностной основе активно обсуждаются и разрабатываются в научных кругах В.А. Болотовым, Е.В. Бондаревской, А.Н. Дахиным, Э.М. Днепровым, И.А. Зимней, В.А. Кальней, С.В. Кульневичем, О.Е. Лебедевым, Е.А. Ленской, А.А. Пинским, В.В. Сериковым, А.П. Тряпициной, И.Д. Фруминым, В.Д. Шадриковым, С.Е. Шишовым, А.В. Хуторским, Б.Д. Элькониным и др. Сразу следует заметить, что до сих пор не существует устоявшегося единственного определения содержания понятия «компетенция» или «ключевая компетенция».

Компетентность - это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности/результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач/проблем.

Доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии Хуторской Андрей Викторович даёт своё понимание сегодняшнего термина «Компетенция - отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере».


2. Понятие «информационная компетенция».

Для конкретизации компетентностного подхода, следовательно, организации процесса обучения учащихся на дисциплине «Право», большое значение имеет выражение видов компетенций. Для учащихся на уроках «Право» лучше их выразить в двух группах: компетенции ключевые (базовые) и специальные (предметные). При изучении Права предметные компетенции можно рассматривать как реализацию ключевых компетенций. Они успешно формируются в контексте всех четырех ключевых компетенций - информационных, коммуникативных, кооперативных и проблемных.

В исследовании по совершенствованию предметной подготовки учащихся НПО при изучении дисциплины «Право» особое внимание обращалось на формирование информационной компетенции.

В исследованиях ученых понятие «информационная компетенция» трактуется как: сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений и личностного отношения в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств; новая грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств.

В структуре категории «информационная компетенция» выделяют следующие компоненты: когнитивный, ценностно-мотивационный, технико-технологический, коммуникативный, рефлексивный. Таким образом, свойствами категории «информационная компетенция» являются следующие: дуализм, относительность, структурированность, селективность, аккумулятивность, самоорганизованность, «полифункциональность».

  • познавательная;
  • коммуникативная;
  • адаптивная;
  • нормативная;
  • оценочная (информативная);
  • интерактиавная.

Таким образом, в процессе изучения дисциплины «Право» формирование информационных компетенций имеет большое значение. При помощи реальных объектов и информационных технологий формируются умения самостоятельного поиска, анализа и отбора необходимой информации, сохранения и передачи ее, самоорганизации, преобразования.


3. Характеристика информационной компетентности обучающихся в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов по дисциплине «Право»

Главной целью дисциплины «Право» является формирование у учащихся правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы.

Так, для качественной подготовки обучающихся важно научить их поиску правовой информации: находить в нормативных документах отличительные признаки, справочниках, энциклопедиях, электронных базах данных значения терминов и понятий. Нельзя обойтись без формирования умений общаться - слушать собеседника, анализировать сказанное другими, аргументировать свою позицию, обмениваться информацией, формулировать выводы в разных формах. Как правило, общение и совместная учебная деятельность более эффективно может быть организована при объединении учащихся в пары, звенья и группы. Групповой характер обучения способствует оптимизации процесса усвоения правовых знаний. Каждая группа умений имеет определенный компетентностный состав.


4. Развитие информационной компетентности обучающихся на дисциплине «Право» может быть обеспечено применением таких методик, как:

  • использование компьютерных учебников, словарей, справочников, энциклопедий, Интернет-ресурсов, формирующих способность к самостоятельной деятельности по получению знаний и развитию умений. Использование мультимедийных продуктов даже в рамках нескольких уроков является мощным средством индивидуализации обучения;
  • система специальных упражнений, которые стимулируют активную мыслительную деятельность учащихся, необходимую для формирования общей информационной компетентности. Кроме того, используются развивающие упражнения, кейсы, карточки-конверты, а также кроссворды и ребусы, которые кроме перечисленного, создают условия для повышения интереса к изучению права, а также позволяют осуществлять личностно-ориентированное обучение;
  • организация проектной деятельности: данная методика является наиболее очевидным способом формирования ключевых компетенций учащихся, в том числе информационной, поскольку универсальна по отношению к предметному содержанию, например, по теме «Трудовое право»;
  • нетрадиционные формы занятий: урок-проблема по решению кейсов, урок-соревнование «Правовая олимпиада», урок-игра «Правовой турнир»... Данные формы позволяют решать такие задачи, как: развитие интереса к информационным объектам, усиление мотивации обучающихся к изучению дисциплины «Право», формирование информационно-коммуникативно-технологических навыков. Нетрадиционные формы занятий проводятся в рамках Декады гуманитарных наук или в рамках программы Сектора гражданско-патриотического воспитания.

Так как работа по данному исследованию продолжается, то планируется разработать автоматизированные системы контроля, например, тестовая оболочка MyTest. На основе этого исследования применить метод рейтинговой оценки, который дает возможность повысить объективность оценки знаний.


Список литературы:

1. Аксенова М.В. Реализация информационных процессов в подготовке учащихся профильной школы к продолжению образования// Подготовка учащихся профильной школы к продолжению образования: Монография/ Под ред. проф. В.И. Земцовой. - Орск: Издательство ОГТИ, 2004. - 122 с.

2. Акуленко, В.Л. Формирование ИКТ-компетентности учителя-предметника в системе повышения квалификации [Текст]/ В.Л.Акуленко// Применение новых технологий в образовании: Материалы XVМеждунар. конф., 29-30 июня 2004 г., г. Троицк Московской обл.: Изд-во "Тровант", 2004. - С.344-346.

Доклад подготовила: Коршунова Светлана Станиславовна, ГБОУ СПО ЧТПТиУ

Учитель информатики играет непосредственную роль в формирование информационной компетентности учеников. Знания, умения и навыки, полученные на уроках информатики позволяют учащимся решать задачи встречающиеся им на протяжении всего учебного процесса.

Приведем несколько примеров способствующие формированию этих навыков.

Урок №1 - 7 класс

Тема урока: «Информация и ее виды».

Цели урока:

1. Развивающие:

развитие психических качеств учащихся: мышления (аналитического, синтезирующего, аналитико-синтезирующего, абстрактного), умений применять знания на практике;

развитие познавательных умений (выделять главное, вести конспект);

развитие общетрудовых и политехнических умений (коммуникативно-технических);

развитие умений учебного труда: умения работать в должном темпе (читать, писать);

развитие воли, самостоятельности (инициативы, уверенности в своих силах, настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели, умения владеть собой и действовать самостоятельно).

2. Образовательные:

добиться усвоение учащимися понятий информация, виды информации, носители информации;

совершенствовать умения и навыки в использовании программного приложения Microsoft Office Word;

отработать навыки работы в построении диаграмм Microsoft Excel;

обеспечить усвоение учащимися особенностей различных видов информации.

3. Воспитательные:

воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;

воспитание дисциплинированности;

воспитание эстетических взглядов.

Оборудование урока: демонстрационный материал, презентация Microsoft PowerPoint.

Раздаточный материал:

карточки

для групп;

с домашним заданием.

Проекционное оборудование:

интерактивная доска;

компьютер;

проектор.

План урока:

самоопределение к деятельности (оргмомент);

актуализация знаний;

постановка проблемы;

построение проекта выхода из затруднения. «Открытие» новых знаний;

первичное закрепление;

самостоятельная работа с проверкой по образцу;

включение в систему знаний и повторение;

рефлексия.

Урок № 2 - 8 класс.

Конспект урока на тему «Файл. Расширение и атрибуты файла».

Цель урока: сформировать умение описывать и изменять атрибуты файлов; развивать информационную компетентность учащихся.

Задачи урока:

Образовательные: ввести атрибуты и расширения файлов, алгоритмы архивации файлов; научить изменять атрибуты файлов, открывать файлы в соответствующем приложении; освоить навыки архивации файлов с заданием параметров архивации;

Развивающие: формирование и развитие приемов умственного труда и логических приемов (анализ, синтез, обобщение);

Воспитывающие: формирование коммуникативных качеств личности, восприятие компьютера как инструмента обработки информации.

Оборудование урока: проектор, локальные компьютеры - 12 , электронная доска Polyvision, стационарная таблица с типами файлов.

Программное обеспечение: архиваторы 7-Zip и WinRAR, файловый менеджер Total Commander, ПО «Webster» для интерактивной доски, презентация для интерактивной доски.

План урока:

Проверка домашнего задания:

Устный отчет о практической работе (с использованием проектора и электронной доски).

«Дефрагментация диска» (демонстрацией результатов в виде сохраненных учеником копий изображений экрана монитора).

«Форматирование дискеты» (Выполнение и сопровождение рассказом ученика).

«Объем файла в различных файловых системах» (Сравнительная характеристика файлов, сохраненных на различных носителях).

Актуализация знаний с использованием презентации:

Создание проблемной ситуации.

Что лишнее в каждой из данных логических цепочек? (Почему?).

Проблемные вопросы:

Как связаны между собой расширение файла и приложение, в котором этот файл был создан?

Можно ли изменить приложение, с которым связан файл?

Объяснение нового материала

Слайды, сопровождаемые пояснением учителя, записями учащихся в рабочих тетрадях.

Домашнее задание

Инструктаж перед выполнением практической работы.

Практическая работа

Расширение и атрибуты файла. Архивация файлов.

Итог урока

Оценки за устные ответы учащихся.

Урок № 3 - 9 класс

Тема урока: «Электронные таблицы. Ввод формул. Относительная и абсолютная адресация».

Цели урока:

обучающая - вспомнить понятие «график», разновидности графиков, свойства графиков из курса математики, познакомить учащихся с этапами построения графиков средствами Microsoft Excel, расширить представление учащихся о возможных сферах применения электронных таблиц, показать применение приобретенных знаний из других дисциплин в информатике;

развивающие - развивать познавательные и исследовательские способности, развитие навыков и умений практического применения электронных таблиц в решении конкретных задач, развивать и отработать умение анализировать;

воспитательные - воспитать интерес к предмету, к программе Microsoft Excel.

Задачи урока:

показать этапы построение графиков средствами Microsoft Excel;

рассмотреть несколько примеров построения графиков средствами Microsoft Excel;

воспитать интерес к. предмету и к программе Microsoft Excel в частности.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Форма проведения урока: рассказ, практическая работа, самостоятельная работа.

Форма работы учащихся: коллективная работа, индивидуальная работа.

Технология: ИКТ, проблемное обучение, интегрированный урок «математика+информатика».

Подготовка кабинета:

компьютеры;

проектор;

презентация для учителя;

программа Microsoft Excel.

План урока:

организационный момент - 1 мин;

актуализация и проверка усвоения изученного материала - 5 мин;

объяснение нового материала - 15 мин;

самостоятельная работа за компьютером (закрепление изученного материала);

домашнее задание;

подведение итогов;

Педагогический эксперимент состоял из 3 частей:

разработка уроков с использованием ИКТ;

проведение уроков;

анализ и интерпретация результатов уроков.

Общей целью проведенных уроков был анализ формирование навыков информационной компетентности у школьников, поэтому для анализа результатов уроков мы определяли, используют ли школьники тот или иной навык для решения учебных познавательных задач

Тема урока: Практическая работа. Работа с WWW.

Поиск информации в Интернете. Сведения, полученные в результате выполненной работы, позволят учащимся:

сформировать представление о средствах передачи информации в жизни человечества;

понять, что средства передачи информации с каждым годом совершенствовались, что дало возможность увеличения скорости передачи информации;

провести анализ преимущества средств передачи информации;

оценить вклад выдающихся ученых в развитие средств передачи информации.

Данное задание, с точки зрения ИКТ-компетентности, нацелено на выявление навыков по поиску и оценке и создании информации. Компетентность выявляется с помощью задания оценить информацию из базы данных с использованием предоставленного механизма поиска, выбрать те ресурсы, которые можно использовать для справки или те, которые отвечают определенным требованиям.

Время на выполнение: 30 минут.

Выявляемые навыки:

управление;

интеграция;

создание информационных продуктов.

Тема «Действия с информацией» 7 класс

Задание 1.

Формируемая компетентность: информационная компетентность (аспект: первичная обработка информации, I уровень - переводит сложную по составу (многоаспектную) информацию из текстового представления в формализованное).

Формируемая компетентность: информационная компетентность (аспект: извлечение вторичной информации, I уровень - самостоятельно формулирует основания, исходя из характера полученного задания, извлекает и систематизирует информацию по двум и более заданным основаниям с элементами первичной обработки информации).

Изучение небесных тел - одна из задач, которую решает астрономия. Знание астрономии позволяет: ориентироваться на местности, определять географические координаты, изучать движение тел, исследовать космические явления. Внимательно изучите информацию, представленную в источнике. Проведите сравнение 4 объектов, выделив для сравнения 4 параметра (свойств, признаков). Оформите результаты своей работы в виде сравнительной таблицы. Сделайте вывод о том, какие из представленных в источниках планеты Солнечной системы не имеют спутников.

Источник 1.

Планеты Солнечной системы.

Расстояние от Юпитера до Солнца 778 млн.км. Диаметр планеты Юпитер 142 800 км. Расстояние от Земли до Солнца 150 млн.км. Диаметр планеты Меркурий 4 880 км. Время обращения Юпитера вокруг Солнца 12 лет. Расстояние от Меркурия до Солнца 58 млн.км. Время обращения Земли вокруг Солнца 365 дней. Время обращения Меркурия вокруг Солнца 88 дней. Время обращения Венеры вокруг Солнца 225 дней. Диаметр планеты Земля 12 756 км. Диаметр планеты Венера 12 100 км. Расстояние от Венеры до Солнца 108 млн.км. Время обращения Марса вокруг Солнца 687 дней.

Источник 2.

Спутники планет Солнечной системы.

Спутников у Меркурия, по современным данным, нет. По современным данным, естественных спутников у Венеры нет. У Земли всего один спутник -- Луна. У Юпитера известно 63 спутника.

Таблица 2.1

Спутники планет Солнечной системы

Таблица 2.2

Шкала оценивания

Вывод: Две планеты Солнечной системы, представленных в источниках, Меркурий и Венера не имеют спутников.

Шкала перевода баллов в отметку:

  • 24 балла - отметка «5»
  • 21-23 балла - отметка «4»
  • 17-20 баллов - отметка «3»

Предложенное задание может быть использовано на этапе усвоения новых знаний. Учащимся вместе с заданием предлагается шкала оценивания и шкала перевода баллов в отметку.

Приведу разработку урока по формированию компетентностей обучающихся, таких как информационные, коммуникативные.

Тема урока: “Компьютер. Программное обеспечение. ОС Windows. Двоичное кодирование информации. Обработка графической, текстовой информации”

Форма урока: деловая игра.

Доминирующая дидактическая цель: Развитие информационной компетентности по теме: “Компьютер. Программное обеспечение. ОС Windows. Двоичное кодирование информации. Обработка графической, текстовой информации”.

образовательные: создать условия для формирования целостной системы знаний по теме: “Компьютер. Программное обеспечение. ОС Windows. Двоичное кодирование информации. Обработка графической, текстовой информации”;

развивающие: создать условия для проявления познавательной активности: развития навыков самостоятельной работы с источником информации, инструментами и технологиями; развития навыков коммуникативности в информационном обмене, в ролевом взаимодействии; развитие навыков мыслительной деятельности при планировании, анализе, синтезе, структурировании, самоанализе, рефлексии;

воспитывающие: создать условия для воспитания культуры учебного труда, воспитание организованности, ответственности, сосредоточенности.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная.

Метод обучения: творчески-проблемный.

Оборудование урока:

проектор, персональные компьютеры с инсталлированными на них ОС Windows, текстовым процессором Microsoft Word, Microsoft Power Point;

файл презентации Приложение1.ppt, размещенный на компьютере учителя;

папка для каждой фирмы на компьютере учащихся с семью файлами: файл Журнал учета денежных средств.doc, файл Кроссворд.doc, файл Дополнительные вопросы.doc, файл Сканворд.doc, Критерии оценок фирмы. doc, Оценочный лист сотрудника фирмы. doc, Сводная оценочная таблица эксперта. doc.

Ход урока.

В начале урока класс делится на группы по 8-10 человек, учитель предлагает образовать фирмы. У каждой фирмы есть название и сотрудники: четыре программиста, финансист, менеджер, дизайнер и президент. Каждой фирме предоставляется “в собственность” по четыре компьютера. Ребята придумывают все атрибуты фирмы сами. Выбираются 3-4 независимых эксперта из числа лучших учащихся.

Учитель предлагает учащимся обратить внимание на тему урока и задает вопрос: Что мы знаем по этой теме? Что мы умеем? Предлагает учащимся сформулировать цель сегодняшнего урока. Ставится цель урока, т.е. цель деловой игры.

Далее учитель сообщает, что для того чтобы начать нашу игру, фирмам надо заработать начальный капитал, ответив на блиц вопросы кроссворда. Для этого необходимо программистам найти готовый файл с кроссвордом на одном из четырех компьютеров фирмы (путь к папке игры указан, но трудность в том, что в ней находятся и “ненужные” на данный момент времени файлы), совместными усилиями заполнить его, готовый продукт в распечатанном виде предъявить экспертам. В кроссворде 16 слов-терминов, цена каждого слова 100 у.е., то есть максимальный начальный капитал может быть 1600 у.е.

Подводится итог блиц опроса. Эксперты объявляют заработанные денежные средства, финансисты каждой фирмы забирают условные единицы, записывают в журнале, имеющимся в папке игры в виде файла.

Журнал учета денежных средств на лицевом счете банка (для финансиста фирмы) (таблица 2.3).

Таблица 2.3

Учет денежных средств

На данном этапе игры формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов: компьютер, принтер. Следовательно, формируется информационная компетентность учащихся. Эксперты отслеживают количество открытых “ненужных” файлов, количество правильно отгаданных слов-терминов. Учитель по данным экспертов определяет уровень компетентности, строит диаграмму.

Вопросы кроссворда по горизонтали:

  • 4. Вид программы, к которому относится Лазерный проигрыватель.
  • 5. Одна из стандартных программ.
  • 8. Устройство ввода информации.
  • 10. Синоним жесткого магнитного диска.
  • 11. Вид программы, к которому относится Word Pad.
  • 12. Кнопка, при нажатии которой на экране появится главное меню.
  • 13. Устройство хранения, обработки, передачи информации.
  • 16. Сведения об окружающем мире, повышающие уровень осведомленности человека.

По вертикали:

  • 1. Папка, предназначенная для временного хранения удаленных файлов, папок, ярлыков.
  • 2. Одна из мультимедиа программ.
  • 3. Это устройство может быть матричным, струйным, лазерным.
  • 6. Вид памяти, хранящей программы и данные, обрабатывающие процессором в данный момент времени.
  • 7. Одна из служебных программ для работы с диском.
  • 9. Вид программы, к которому Сведения о системе.
  • 14. Устройство для обмена информации по телефонным каналам связи.
  • 15. Носитель информации с наименьшей информационной емкостью.

Кроссворд Компьютер Программное обеспечение ОС Windows представлен в соответствии с рисунком 2.1.

Рисунок 2.1. Кроссворд

Ответы кроссворда:

По горизонтали: мультимедиа, блокнот, микрофон, винчестер, стандартная, пуск, компьютер, информация.

По вертикали: корзина, звукозапись, принтер, оперативная, дефрагментация, служебная, модем, дискета.

Далее, та фирма, у которой будет наибольшее количество начального капитала, начинает первая “проверять” своих сотрудников (подчиненных) на то, как они понимают своего президента (начальника). В этой проверке участвует половина сотрудников фирмы: программист, менеджер, финансист, президент, остальные сотрудники: три программиста и дизайнер готовят ответы на дополнительные вопросы кроссворда, которые находятся в папке игры в виде файла. (В это же время другая фирма отвечает на дополнительные вопросы кроссворда.)

Программист, менеджер, финансист, совместно с президентом может выбрать любые три раздела из 1 тура компьютерной презентации. На мониторе компьютера учителя открыт слайд с 1 туром компьютерной презентации, его будет видеть только президент фирмы. Выбрав, один из разделов 1 тура президент занимает место за компьютером учителя, остальные сотрудники фирмы не видят, что происходит на экране монитора. Ему можно словами, жестами, мимикой как можно точнее объяснить слова, представленные в выбранном разделе, а сотрудники фирмы должны отгадать объясняемое слово. За каждое верно отгаданное слово команда получает 100 у.е. на лицевой счет фирмы. Каждый раздел “скрывает” пять терминов, то есть максимально увеличиться капитал может на 1500 у.е. Слова-термины можно купить за 100 у.е. каждое, в случае неправильно отгаданного термина.

В презентации при выборе каждого раздела по гиперссылке осуществляется переход на слайд со словами-терминами этого раздела. Термины появляются на слайде по одному слову друг за другом по щелчку мыши. По кнопке возврата можно вернуться на слайд с 1 туром.

Когда три раздела 1 тура разгаданы, то сотрудники фирмы возвращаются на свое “рабочее место” и помогают отвечать на дополнительные вопросы кроссворда. Готовый продукт (ответы на дополнительные вопросы) в распечатанной форме предоставляется экспертам. Дополнительных вопросов кроссворда восемь, то есть максимальная прибавка к капиталу фирмы составит 800 у.е. (Другая фирма в это же время отгадывает слова-термины из оставшихся трех разделов 1 тура компьютерной презентации.)

Дополнительные вопросы к кроссворду:

перечислите все дополнительные устройства компьютера, используемые в кроссворде. Дайте определение каждому из их;

нарисуйте схему функциональной организации компьютера. Впишите устройства, указанные в кроссворде, в соответствии с их видом, в нужные блоки схемы;

сформулируйте из терминов, предложенных в кроссворде пары слов по принципу: прилагательное - существительное. Прилагательное - вид программы, а существительное одна из программ данного вида. Укажите еще несколько примеров программ для каждого вида;

назовите примеры мультимедиа программ, неуказанных в кроссворде. Наличие каких устройств дает возможность работы с данным видом программ;

перечислите носители информации из кроссворда в порядке убывающей последовательности их объемов. Для последнего носителя укажите его информационную емкость;

укажите неиспользованные в кроссворде носители информации, распределив их по группам с общим признаком;

назовите объекты Рабочего стола Windows, используемые в кроссворде. Укажите объекты, которые еще можно разместить на Рабочем столе;

перечислите слова из кроссворда, которые не были использованы в вопросах 1-7 и ответах на них. Дайте определение одному их этих слов-терминов, так чтобы оставшиеся слова “прозвучали” при объяснении термина.

Ответы на дополнительные вопросы к кроссворду:

1. Принтер - устройство вывода графической информации на бумагу. Микрофон - устройство ввода звуковой информации. Модем - устройство для обмена информации по телефонным каналам связи. Устройства компьютера представлены в соответствии с рисунком 2.2.


Рисунок 2.2. Устройства компьютера

  • 3. Стандартная - блокнот, служебная - дефрагментация. Стандартная: калькулятор,Word Pad, Paint. Служебная: проверка диска, сведения о системе, очистка диска, архивация данных, преобразование диска в FAT 32, сжатие данных.
  • 4. Лазерный проигрыватель, регулятор громкости, универсальный проигрыватель. Необходимы: звуковая карта с микрофоном и колонками, и СD-ROM дисковод.).
  • 5. Винчестер, дискета. Информационный объем 3-х дюймовой дискеты 1,44 Мбайта.
  • 6. 1 вариант ответа: группы по принципу работы с информацией на носителе:

CD-DOM, DVD-DOM;

CD-R, DVD-R; CD-RW, DVD-RW.

2 вариант ответа: группы по виду носителя информации:

CD-DOM, DVD -DOM, DVD -R, DVD -RW.

  • 7. Папка Корзина, кнопка Пуск на Панели задач. Можно разместить другие папки, документы, ярлыки.
  • 8. Слова: оперативная, компьютер, информация. Определение: Оперативная память компьютера - память, хранящая информацию, которую обрабатывает процессор в данный момент времени.

На данном этапе игры формируются коммуникативные компетенции, включающие знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Формируется и информационная компетентность учащихся. Эксперты отслеживают количество правильно отгаданных слов-терминов. Учитель по данным экспертов определяет уровень компетентности, строит диаграмму.) Далее, та фирма, у которой будет наибольшее количество капитала на данный момент времени, начинает первая“проверять” своих сотрудников (подчиненных) на то, как они понимают своего президента (начальника). В этой проверке участвуют три программиста, дизайнер и президент, остальные сотрудники: программист, менеджер, финансист, готовят ответы на сканворд, находящийся в папке игры в виде файла. Готовый продукт в распечатанном виде предъявляют экспертам. В сканворде всех слов-терминов двенадцать, то есть максимальное увеличение капитала фирмы составит 1200 у.е. (В это же время другая фирма отгадывает сканворд.)

На мониторе компьютера учителя открыт слайд с 2 туром компьютерной презентации Приложение1.ppt . Все аналогично 1 туру, максимально увеличиться капитал фирмы может на 1500 у.е.

В сканворде фирмам нужно найти зашифрованные слова-термины по определенной теме представленном в соответствии с рисунком 2.3. Из букв, не используемых в названиях терминов, составить название еще одного термина, возможно использование одной буквы в разных словах. Сканворды предложены в двух вариантах: в варианте 1 - слова расположены по горизонтали (справа налево или слева направо) и по вертикали (снизу вверх или сверху вниз), а в варианте 2 - змейкой.

Вариант 1

Вариант 2

Рисунок 2.3. Сканворд Обработка текстовой, графической информации

Ответы сканворда (оба варианты): абзац, шрифт, пиксель, формат, палитра, список, поворот, объект, файл, заливка, страница. Название слова-термина, составленное из неиспользованных букв - выделение.

Далее фирма с наименьшим количеством капитала на данный момент времени выбирает либо место ученика, который будет объяснять слово-термин, либо место того, кто должен отгадать заданное слово. На мониторе компьютера учителя открыт слайд с финальным туром компьютерной презентации. В финале участвуют президенты фирм. Стоимость шести слов-терминов в финале разная: 100 у.е, 150 у.е, 200 у.е, 300 у.е, 350 у.е, 500 у.е

В финале оценивается верное объяснение слова-термина и правильный ответ путем прибавления определенного количества у.е, в соответствии с их стоимостью. Если же объяснение слова-термина или ответ неверны, то осуществляется вычитание определенного количества у.е в соответствии с их стоимостью. Максимально преумножить капитал фирмы можно на 1600 у.е.

Конечный итог игры: подсчитываются условные деньги, объявляется лучшая фирма.

Таблица 2.4.

Критерии оценок фирмы

Президент вносит в оценочный лист оценки каждого сотрудника.

Оценочный лист сотрудника фирмы

Фирма:________________

Президент фирмы:________________


Рисунок 2.5. Оценочный лист

Эксперты дают оценку работе каждого президента фирмы, делают заключение полностью по всей игре, отмечают лучшую фирму, выставляют оценки с комментариями, заполняют сводную оценочную таблицу.

Сводная оценочная таблица эксперта

Эксперт___________

Таблица 2.5. Сводная оценочная таблица

По окончании всей игры учитель дает слово учащимся, проводится рефлексия.

Для проверки сформированности умений применять свои знания в стандартной ситуации входит следующие умения:

подсчитывать информационный объем сообщения;

осуществлять перевод из одной системы счисления в другую;

осуществлять арифметические действия в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;

создавать и преобразовывать логические выражения;

формировать для логической функции таблицу истинности и логическую схему;

оценивать результат работы известного программного обеспечения;

формулировать запросы к базам данных и поисковым системам.

  • 1. Автоматическое устройство осуществило перекодировку информационного сообщения на русском языке, первоначально записанного в 16-битном коде Unicode, в 8-битную кодировку КОИ-8. При этом информационное сообщение уменьшилось на 480 бит. Какова длина сообщения в символах?
  • 2. В велокроссе участвуют 119 спортсменов. Специальное устройство регистрирует прохождение каждым из участников промежуточного финиша, записывая его номер с использованием минимально возможного количества бит, одинакового для каждого спортсмена. Каков информационный объем сообщения, записанного устройством, после того как промежуточный финиш прошли 70 велосипедистов?
  • 70 бит
  • 70 байт
  • 490 бит
  • 119 байт
  • 3. Дано: а=D716, b=3318. Какое из чисел c, записанных в двоичной системе, отвечает условию a
  • 11011001
  • 11011100
  • 11010111
  • 11011000
  • 4. Для кодирования букв А, Б, В, Г решили использовать двухразрядные последовательные двоичные числа (от 00 до 11, соответственно). Если таким способом закодировать последовательность символов БАВГ и записать результат шестнадцатеричным кодом, то получится
  • 5. Для кодирования цвета фона страницы Интернет используется атрибут bgcolor="#ХХХХХХ", где в кавычках задаются шестнадцатеричные значения интенсивности цветовых компонент в 24-битной RGB-модели. Какой цвет будет у страницы, заданной тэгом

Материал на проверку сформированности умений применять свои знания в новой ситуации входят следующие сложные умения:

анализировать текст программы с точки зрения соответствия записанного алгоритма поставленной задаче и изменять его в соответствии с заданием;

реализовывать сложный алгоритм с использованием современных систем программирования.

  • 1. У исполнителя Калькулятор две команды, которым присвоены номера:
    • А) прибавь 3
    • В) умножь на 4

Выполняя первую из них, Калькулятор прибавляет к числу на экране 3, а выполняя вторую, умножает его на 4. Запишите порядок команд в программе получения из числа 3 числа 57, содержащей не более 6 команд, указывая лишь номера команд.

Например, программа 21211 это программа

умножь на 4

прибавь 3

умножь на 4

прибавь 3

прибавь 3

которая преобразует число 2 в 50.)

  • 2. Опишите на русском языке или одном из языков программирования алгоритм получения из заданного целочисленного массива размером 30 элементов другого массива, который будет содержать модули значений элементов первого массива (не используя специальной функции, вычисляющей модуль числа).
  • 3. Для 6 букв латинского алфавита заданы их двоичные коды (для некоторых букв из двух бит, для некоторых - из трех). Эти коды представлены в таблице:

00 100 10 011 11 101

Определите, какая последовательность из 6 букв закодирована двоичной строкой 011111000101100.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 р. п. Линево»

Формирование информационной компетентности

на уроках литературного чтения

первой квалификационной категории

р. п. Линево

1. Пояснительная записка ……………………………………………………. 3

2. Понятие информационной компетентности……………………………… 4

3. Цели и задачи формирования информационной компетентности……… 5

4. Анализ учебника «Литературное чтение» и

учебника «Азбука» ………………………………………… 5

5. Методы и приемы формирования информационной компетентности…10

6. Диагностическое исследование …………………………………………. 12

7. Литература ………………………………………………………………... 17

8. Приложение ………………………………………………………………. 18

Пояснительная записка

Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. Цель сегодняшнего общего образования-становление человека, готового к свободному, гуманистически ориентированному выбору, обладающего многофункциональными компетентностями, что позволит ему самостоятельно решать различные проблемы в повседневной, профессиональной и общественной жизни. Это ответ на «вызовы времени», которое требует не просто подготовки людей, умеющих выполнять определённый набор действий, но и способных оценить эти действия с этических, моральных и нравственных позиций.

Одним из основных приоритетов в целях современного общего образования становится информационная компетентность. Исследователи отмечают, что в разные возрастные периоды развития личности необходимо формировать разные ключевые компетентности (так, в школьном детстве – в первую очередь личностные и коммуникативные; в школьный период – общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные; в период профессиональной подготовки – ценностно-смысловые, общекультурные, социально-трудовые, информационные, коммуникативные, политические и социальные, компетенции жизни в многокультурном обществе, компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь). Однако есть ряд компетентностей, которые необходимо формировать на протяжении всей жизни человека. К таким компетентностям относится и информационная.


Понятие информационной компетентности.

Понятие «информационная компетентность» многие авторы рассматривают, как способность личности самостоятельно искать, выбирать, анализировать, организовывать, представлять и передавать информацию. Так, к примеру, рассматривает информационную компетентность как « универсальные способы поиска, получения, обработки, представления и передачи информации в знание». под информационной компетентностью понимает «умение ориентироваться в обширном, бурно обновляющемся и растущем информационном поле, быстро находить необходимую информацию и встраивать ее в свою систему деятельности, применять для решения практических и исследовательских задач». и рассматривают информационную компетентность как способность получать и обрабатывать большие объемы информации с помощью современных мультимедийных средств. включает в информационную компетентность умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов и информационных технологий . Данная компетентность обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а так же в окружающем мире.

Цель работы учителя начальных классов: заложить основы формирования информационной компетентности учащихся. Чтобы заложить основы формирования информационной компетентности решаю следующие задачи:

1) создать условия для развития учебно-информационных навыков на уроках;

2) развивать навыки получения и обработки информации ;

3) воспитать личность, способную адаптироваться в современном мире.

Реализацию данных задач я стремилась осуществлять на всех уроках, но особое внимание уделяю литературному чтению.

Стратегическая цель литературного образования в школе – воспитание интеллигентной личности, чутко и с пониманием относящейся к миру (к окружающим людям, животным, природе), живущей «по законам красоты» (Лев Толстой).

Более конкретная цель – воспитание образованного творческого читателя, который имеет сформированную потребность в чтении.

«Истинное чтение-это чтение, которое по словам М. Цветаевой, есть соучастие в творчестве».

Анализ учебника «Литературное чтение»

и учебника «Азбука» .

Литературное чтение как учебный предмет имеет большое значение в решении задач развития и образования учащихся и играет ключевую роль в деле их воспитания, поскольку на этих уроках дети знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок, а его освоение учениками-читателями будет способствовать присвоению ими нравственных ценностей, созданных человечеством.

В учебнике «Литературное чтение» произведения подобраны таким образом, чтобы развернуть перед школьниками ценности мира. Тексты, вопросы и задания к ним показывают школьнику, как трудно и как важно стать человеком.

Методика работы с текстом учитывает:

1) принципиальную целостность художественного образа, важность,

«неслучайность»;

2) возможность личностного восприятия, «индивидуального» прочтения


художественного образа;

3) ведущую роль играют чувства как основа мотивации интереса к чтению.

Навык осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения вырабатывается при размышлении над особенностями текста в процессе его слушания и перечитывания с различными целями.

Вопросы и задания учебника составлены таким образом, чтобы ученик несколько раз перечитывал текст произведения, т. е. направлены на мотивацию перечитывания: «прочти с разной интонацией, с разным настроением». Отрабатывая выразительное осмысленное чтение, применяю разные виды работы:

Чтение целыми словами с выбором интонации;

Чтение по ролям, наизусть;

Инсценирование произведений;

Устные и письменные высказывания по образу, с опорой на картинку и в свободной форме.

Материал учебника позволяет развивать и другие общеучебные навыки, такие как учебно-информационные.

«Азбука» , не только помогает начинающему читателю овладеть навыком чтения, а читающему совершенствовать этот навык, но и научиться работать с информацией.

Анализ учебника «Азбука» . Задания, формирующие информационную компетентность:

Страница учебника

Формулировка задания

Направлено на формирование умений

Сколько в твоей семье мам, пап, детей? Теперь вокруг своей семьи нарисуй родственников, друзей, знакомых – тоже в виде звездочек.

анализировать обобщать, обрабатывать информацию.

- «Словами человек называл все, что узнавал и создавал сам». Неужели действительно все имеет свое название. Проверь! А еще как можно назвать дом?

поиск, обработка информации, обобщение.

На сколько частей распалось каждое слово? Подумай, почему?

анализировать, выбирать.

Выбери отгадки к загадкам. Почему? Обоснуй ответ.

выбирать, анализировать, систематизировать, обобщать, передавать информацию.

Как ты поступишь в такой ситуации?

выбирать, анализировать информацию.

«Слова, слова…»

Объяснить историческое происхождение слов, сделать вывод.

искать, обобщать обрабатывать информацию.

Какую роль из этой сказки хочешь играть ты?

выбирать, передавать информацию.

«Что за этой дверью?» ПК

анализировать, искать, отбирать необходимую информацию.

Что ты можешь сказать об этих словах? (попугай, павлин, Пушок, пингвин)? А о предметах?

анализировать, отбирать, передавать информацию.

Кто это? Пастух? Чабан? Ковбой?

Почему их так назвали? Подсолнух, колокольчик, одуванчик, снегирь, земляника?

Объясни запись?

Здоровье это…

анализировать, выбирать, представлять и передавать информацию.

Ты вступил в спор. Выбирай: топот ног, спокойный тон, кулаки, улыбку, крик, добродушие.

обработка, обобщение, передача информации. Самостоятельно выбирать, анализировать, передавать информацию.

«Почему их так назвали?» (предметы и обстановка на кухне).

обобщать и передавать информацию.

«Почему мы так говорим?»

поиск, обработка, передача информации.

«Кто прислал пожелание?» (слова, высказывание героев). Представь, что было бы…

самостоятельно анализировать, выбирать и передавать информацию.

Выполни задание поэта и заполни пропуски. («Что без чего не бывает?»)

Что означают имена? Что означает твое имя?

Почему тебя назвали именно так?

самостоятельно искать, выбирать, организовывать, представлять информацию.

Что ты сможешь сказать о словах в столбиках? О любом из этих столбиков слов?

Когда мы так говорим?

обобщение, обработка, превращение информации в знания.

Впиши в клетку «лишнюю» букву. Объясни свой выбор: ж п ы й …

выбирать, анализировать.

Придумай и разыграй сценки с данными словами.

передавать информацию.

Исправь опечатки.

«Кому что принадлежит?»

систематизировать, обобщать.

Исследуй, какие звуки может обозначать согласная буква Ц: мягкий, твердый, звонкий, глухой?

самостоятельно искать, выбирать, анализировать.

Сравни рифмующиеся слова. Соответствует ли стихотворение своему названию по содержанию и звучанию? («Синичья скороговорка»).

Может ли буква Х обозначать твердый и мягкий звук?

А буквы Ж, Щ, Ц?

выбирать, анализировать, представлять, анализировать, обобщать, превращать информацию в знание.

Из каких пар слов можно составить ребус.

Сочини сказку с этими героями.

выбирать анализировать, представлять и передавать информацию.

По каким признакам составлены группы названий животных.

выбирать, анализировать, обобщать.

Исследуй, какие звуки могут обозначать буквы Ч, Щ?

самостоятельно отбирать, обрабатывать информацию

Ты гуляешь по улице. У тебя нет часов. Ты не знаешь, пора ли тебе идти домой. Какой ты найдешь выход?

В каждой группе найди, «третьего лишнего». – - Сколько нашел вариантов?

самостоятельно искать, выбирать, анализировать, обобщать.

Методы и приемы формирования информационной компетентности

Для формирования основ информационной компетентности наиболее эффективным принципом является работа с информацией. Мои исследования помогли выявить компоненты информационной компетентности, которые обеспечивают возможность:

Усвоения учебного материала;

Формирование умений анализировать обобщать, систематизировать и отбирать полученную информацию;

Минимальная помощь извне.

Продвинутый (творческий)

Умение прогнозировать возможные затруднения и проблемы на пути поиска решения;

Умение проектировать сложные процессы;

Умелый перенос имеющихся знаний, умений, способов

деятельности в новую незнакомую ситуацию;

Отсутствие помощи извне;

Оказание помощи другим участникам совместной

деятельности;

Умение отрефлексировать свои действия.

Диагностическое исследование

Так как я начала изучать тему, когда мои дети учились в 3-м классе, то результаты диагностики на тот момент были таковы, что учащиеся имели в основном обязательный уровень сформированности информационной компетентности, что составляет 66.7%, а ребята со среднем уровнем возможностей -33.3%. (Приложение 1).

В 4-м классе на уроках литературного чтения я пробовала на практике изученный материал по данной проблеме.

Привожу пример диагностического материала, позволяющего отследить уровень формирования информационной компетентности. (Приложение.2, анкета 1.)

Анализ данного тестирования показал:

1. Анализ данного источника информации – 75%.

2. Отбор необходимого материала (получение необходимой

информации) – 62%.

3. Организация материала (умение ориентироваться в книге) – 65%.

4. Преобразование информации (умение дополнить содержание) – 53%.

Вернувшись к таблице (с.11) обращаю внимание на изменения, которые произошли в результате формирования основ информационной компетентности у учащихся 4 класса :

Низкий уровень (обязательный) 6 чел.- 25% ;

Средний (уровень возможностей) 14 чел.- 58.3%;

Продвинутый (творческий) 4 человека%.

Среди учащихся выделяются 4 человека, которые могли выполнить задание без посторонней помощи, оказывать помощь другим участникам совместной деятельности.

При наборе детей в 1 класс меня волновала проблема найти учебник, заменяющий «Русскую азбуку» , т. к. по моему мнению, материал данного учебника не помогает осуществлять компетентностный подход в обучении.

«Азбука» , анализ которой я сделала и привела в таблице (с.6-9) не только помогает начинающему читателю овладеть навыком чтения, а читающему совершенствовать этот навык, но и научиться работать с информацией.

Работу по формированию основ информационной компетентности простраивала с начала учебного года.

Я оценивала сформированность основ данной компетентности, опираясь на уровневую таблицу.

В силу возрастных особенностей, учащиеся первого класса добывают необходимую информацию с помощью взрослых (родители, учитель – первые помощники). Поэтому, результаты 1-го полугодия таковы:

Обязательный уровень составляет 69.5%;

Средний (уровень возможностей) 30.4%.

Работая по «Азбуке» , я стремилась уроки чтения сделать результативными, что помогало мне использование трех форм организации работы на уроке: индивидуальной, фронтальной, групповой.

Формируя основы информационной компетентности, я планирую постепенное «перемещение» учащихся с обязательным уровнем на средний, а из среднего – в творческий.

Для того, чтобы учащиеся умели оказывать помощь другим участникам совместной деятельности (сформированный способ деятельности на творческом уровне (продвинутом)), необходимо учебное сотрудничество. Чтобы научить детей успешно работать совместно, необходимо развивать коммуникативные способности. Среди них я выделила:

Умение договариваться;

Умение обмениваться мнениями;

Умение выслушивать партнёра;

Умение оценивать друг друга и себя.

Мои ребята с удовольствием работали на уроках чтения группами, оценивали работу друг друга, давали рекомендации.

Привожу диагностику отслеживания процесса сформированности основ информационной компетентности (Приложение 3, анкета 2).

Данное тестирование показывает следующие результаты формирования основ отслеживаемой компетентности:

Анализ источника (вид источника) информации - 85%;

Отбор необходимого материала - 52%;

Организация материала (умение ориентироваться в книге)-75%.

На уроках литературного чтения в 1 классе я так же простраивала работу, анализируя задания, дополняя необходимым материалом, который помогал мне формировать основы информационной компетентности (Приложение 4).

Считаю, что я заложила основы формирования информационной компетентности, что позволило достичь следующих результатов.

Таблица результатов обученности.

Литературное чтение.

Год обучения

Класс

Количество учащихся

Качество %

Успешность

Результаты, занесенные в таблицу, показывают как повышается качество знаний изучаемого предмета в результате формирования основ информационной компетентности.

Современный этап развития общества характеризуется бурным развитием производства. Мы видим, что наибольших успехов добились те государства, которые в качестве генерального направления выбрали путь информационно интеллектуального развития. Осознание этого факта заставляет по-новому взглянуть и на систему подготовки педагогов. Любое образовательное учреждение сегодня выдвигает четкое требование: от учебного заведения оно должно получить качественно подготовленного специалиста, который незамедлительно вольется в трудовой процесс. В течение длительного времени педагогические системы были ориентированы на усвоение студентов готовых знаний, добытых человечеством. Но возможно ли это в наши дни, когда объем знаний растет лавинообразно. Ответ очевиден: ни о каком качестве в подготовке специалиста говорить не приходится. Налицо явная необходимость модернизации системы образования. Практически во всех развитых странах мира поворот в развитии педагогических технологий в ходе реформирования системы образования сделан на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, выделять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь анализировать полученные знания и применять их для решения новых задач. Усвоение готовых знаний должно стать не целью, а одним из вспомогательных средств при подготовке специалиста. Таким образом, современному обществу нужен человек, самостоятельно, критически мыслящий, умеющий творчески решать возникшие проблемы, а также имеющий навыки самообеспечения.

Одним из стратегических направлений развития и модернизации отечественного образования является компетентностный подход, личностно-ориентированный по своей природе.

Основой глобального процесса информатизации общества является информатизация образования. При этом оно должно опережать информатизацию других направлений общественной деятельности, поскольку именно в процессе обучения формируются социальные, психологические, общекультурные предпосылки информатизационного общества. Новые потребности общества и личности определили информационную компетенцию как одну из базовых, ключевых.

Кроме того, данная компетентность имеет некоторые отличительные особенности:

1.Приоритетность (все больший внес в состав деятельности современного специалиста приобретает информационная деятельность).

2.Динамизм (при подготовке выпускника недостаточно учитывать только современное состояние информатизации, необходимо ориентироваться на тенденции информационного развития).

3.Оптимальность (в ситуации стремительного развития информационной сферы необходимо готовить выпускника к оптимальной информационной деятельности; компетенции должно быть не много и не мало, а ровно столько, чтобы справляться с поставленными профессиональными задачами).

В процессе информатизации общества и образования постепенно складываются определенные традиции, стереотипы информатизационного поведения, приоритетные источники информации и способы информационного обмена, актуализируются личностные ценности и смыслы; все это отражается на формировании современного уровня информационной культуры.

Тогда можно сделать вывод, что информационная культура – это достаточно широкое и общее понятие, охватывающее значительную область научного и практического информационного знания и опыта. Мы рассматриваем информационную культуру как компонент в структуре культуры личности. Понятие информационной культуры часто отождествляется с понятием информационная грамотность.

Информационная грамотность определяется как «умение будущего специалист идентифицировать вид необходимой информации, произвести ее поиск, осуществить ее отбор и анализ, эффективно использовать в профессиональной деятельности». Таким образом, понятие информационной грамотности охватывает, прежде всего, технологическую сторону работы с информацией. Выбор технологии работы во многом определяется имеющимися техническими средствами. Знания и умения работы с современной компьютерной техникой определяют как компьютерную грамотность (техническая сторона работы). Но основное отличие грамотности от компетентности в том, что грамотный человек владеет знаниями, а компетентный – реально и эффективно может (готов) использовать знания в решении практических задач.

Из вышесказанного можно определить основное содержание информационной компетентности, в котором сочетаются информационно-технологические и информационно-технические компоненты:

§ Владение конкретными навыками по использованию технических устройств (от телефона до компьютера до компьютерных сетей);

§ Способность использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию;

§ Умение извлекать информацию из различных источников (как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций), представлять ее в понятном виде и эффективно использовать;

§ Владение основами аналитической переработки информации;

§ Умение работать с различной информацией;

§ Знание особенностей информационных потоков в своей предметной области.

Информационная компетенция многопланова, т.е. для выработки соответствующих способностей требуется значительное интеллектуальное развитие, проявление таких качеств, как абстрактное мышление, алгоритмическое мышление, саморефлексия, определение собственной позиции и т.д. (например, выбор значимой информации требует развития таких личных качеств, как самостоятельность и критичность). Необходимы различные типы действий: умение действовать автономно, использовать интерактивные режимы, входить в различные социальные группы и функционировать в них. Следует также подчеркнуть ее полифункциональный характер: формирование информационной компетентности является одной из целей образования, но, в то же время, это ведущее средство процесса обучения.

Так как информационная компетентность является ключевой, то ее формирование происходит на всех уровнях образования, при этом должны выполняться принципы непрерывности и преемственности. Важно выяснить, какие компетенции будут формироваться на каждом этапе образования. То есть необходимо проектирование ключевых, межпредметных и предметных компетенций, тем самым мы сможем определить содержание образования в компетентностном подходе.

Опрос студентов показал, что около 50 % опрошенных легко работают в Интернете с электронной почтой, в то же время, только 20 % свободно работают с клавиатурой и текстовыми документами. Таким образом, уровень подготовленности абитуриентов варьируется от нулевого до профессионального. Кроме того, все ярче проявляется информационное неравенство учащихся: более 60 % студентов имеют компьютер на своем рабочем столе дома, тогда как остальные имеют доступ к этой технике в среднем 1-4 часа в неделю. Из вышесказанного можно сделать вывод, что проектировать информационную компетентность необходимо не по единому сценарию, а исходя из уровня первоначальной подготовки студентов.

Одним из требований при разработке программного обеспечения является интуитивная понятность использования. В результате от пользователя скрывается сущность компьютерного решения проблем профессиональной деятельности, и это формирует у студента ложное чувство того, что компьютер сам все решает. Поэтому не возникает потребности в изучении фундаментальных понятий и методологических подходов в изучении информационных технологий. Таким образом, учебный процесс следует строить не по принципу «нажми на кнопку – получишь результат», а исходя из поставленной задачи, обсуждения возможных методов решения в общем виде, определения оптимального подхода. Выработка этих компетенций невозможна без знаний фундаментальных основ информатики.

Особо необходимо остановиться на роли преподавателя при формировании информационной компетентности студента. Как показал опрос абитуриентов, около 60 % опрошенных считают, что основная причина слабой информационной подготовки – это низкая квалификация преподавателей информатики. Преподаватели информационных дисциплин и преподаватели специальных дисциплин часто «оторваны» друг от друга, т.е. преподаватель информатики имеет слабое представление о предметной области других дисциплин, а преподаватель специальных дисциплин имеет слабую информационную подготовку. Тесному контакту преподавателей мешает и сама система учебного процесса, в основу которого преимущественно положена классно-урочная система. В этом случае преподаватель может передать студенту необходимые знания по предмету, но говорить о компетентностном подходе уже не приходится.

Для получения профессионального уровня информационной компетентности необходимо создать условия для обучения квалификационной работе на ПК. Вполне очевидно, что студент должен иметь навыки работы с самым современным оборудованием и программным обеспечением (соответствующим его будущей профессиональной деятельности).

Важно вовлекать студентов в самостоятельную работу с элементами научно-исследовательской деятельности с активным использованием возможностей информационных технологий.

Требуется также обеспечить выполнение принципа преемственности и последовательности. Необходимо сотрудничество учителей средней школы, преподавателей педучилища.

Для реализации индивидуальных образовательных траекторий в учебных планах следует предусмотреть дисциплины по выбору, связанные с информационным блоком, учитывающие степень подготовленности и выводящие обучаемого на заданный уровень информационной компетентности.

Применяемые информационные технологии должны подчиняться принципу технической адекватности, т.е. в процессе обучения необходимо поддерживать технические и программные средства на современном уровне. Имеющийся информационный ресурс должен эффективно и рационально использоваться.