Ответы IT

Расхождение с двумя целями на маневренном планшете. Маневренный планшет начальные построения и оценка ситуации. Выбираем современный планшет

Маневренный планшет

средство малой механизации для графического решения задач прямолинейного маневрирования. Используется как при боевом маневрировании (занятие позиции для использования оружия, сближение с целью на заданное расстояние, уклонение от встречи и другой задачи), так и при расхождении с судами в море.

  • - 1) доска мензулы, служащая столиком для черчения при съемке; 2) лист бумаги, наклеенный на мензулу, на к-рый наносится план снимаемой местности; 3) отдельный лист топографической карты...

    Технический железнодорожный словарь

  • - устройство со специальной плоской поверхностью и приспособлением, указывающим координаты изображения для их ввода в...

    Краткий толковый словарь по полиграфии

  • - English: Maneuvred regime Режим работы электростанции с переменной мощностью в течение установленного интервала времени Источник: Термины и определения в электроэнергетике...

    Строительный словарь

  • - МАНЕВРЕННЫЙ ая, ое. manoeuvre f. 1. Отн. к маневру; предназначенный для них. Маневренный паровоз. БАС-1. 2. Ведущийся без долговременных укреплений. О военных операциях. Маневренная война. Маневренная оборона. БАС-1...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - манёвренный и...
  • - и...

    Орфографический словарь русского языка

  • - -ая, -ое. 1. Ведущийся с применением маневров, без долговременных укреплений. Манёвренная война. 2. Способный быстро менять направление движения. М. крейсер. Манёвренная тактика. | сущ. манёвренность, -и, жен. ...

    Толковый словарь Ожегова

  • Толковый словарь Ушакова

  • - МАНЕ́ВРЕННЫЙ и МАНЁВРЕННЫЙ, манёвренная, манёвренное. Ведущийся без долговременных укреплений; ант. позиционный. Маневренная война...

    Толковый словарь Ушакова

  • - маневренный манёвренный, ман`евренный прил. 1. Ведущийся с применением манёвров, без долговременных укреплений. 2. Обладающий способностью маневрировать 1....

    Толковый словарь Ефремовой

  • - прил. 1. Ведущийся с применением маневров, без долговременных укреплений. 2. Обладающий способностью маневрировать. // Способствующий быстрому изменению направления движения. 3. устар. Предназначенный для маневров...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ая, -ое. 1. воен. Ведущийся с широким применением маневра, без долговременных укреплений; противоп. позиционный. Маневренная война...

    Малый академический словарь

  • - ; кратк. форма -ен, -енна и ман"евренный; кратк...

    Русский орфографический словарь

  • - ; манёвренная война́...

    Русское словесное ударение

  • - ...

    Формы слова

  • - подвижный, мобильный; поворотливый, высоко, разворотливый...

    Словарь синонимов

"Маневренный планшет" в книгах

Маневренный «Филин»

Из книги Гений «Фокке-Вульфа». Великий Курт Танк автора Анцелиович Леонид Липманович

Маневренный «Филин» Курта Танка убедили дать его разведчику новое имя: «Филин». Филин в природе крупнее совы и гораздо более грозная хищная птица. Размах его крыльев превышает полтора метра. Филины летают совершенно бесшумно, а главное, обладают уникальной

Планшет желтой кожи

Из книги «Не плачьте о нас...» автора Качаев Юрий Григорьевич

Планшет желтой кожи Вернувшись домой, Нина Елистратовна узнала, что Юрий вместе с Муратом и Левой Акимовым отправились в город. Сын оставил на столе записку, она кончалась словами: «С охоты придем поздно. Не волнуйся».Легко сказать, не волнуйся, когда скоро восемь, а с

Кафедра Ваннаха: Планшет в облаках

Из книги Компьютерра PDA N138 (01.10.2011-07.10.2011) автора Журнал «Компьютерра»

Кафедра Ваннаха: Планшет в облаках Автор: Ваннах МихаилОпубликовано 05 октября 2011 годаВ самом конце сентября 2011 года компания Amazon преподнесла всем производителям планшетов хорошую пилюлю, или, точнее, таблетку. (А как ещё прикажете перевести аглицкое словечко Tablet?) В роли

Компьютер и планшет

Из книги Семь навыков эффективных родителей: Семейный тайм-менеджмент, или Как успевать все. Книга-тренинг автора Хайнц Мария

Компьютер и планшет Думаем, вы понимаете, что компьютеры и планшеты вошли в нашу жизнь всерьез и надолго. Не нужно быть прорицателем, чтобы заметить тенденции замены старых бумажных технологий интерактивными. Противиться этой тенденции – все равно что противиться

Скоростной маневренный биплан - самолет поля боя

Из книги Штурмовики Красной Армии. Том 1. Формирование облика автора Перов Владимир Ильич

Скоростной маневренный биплан - самолет поля боя Параллельно работам по модификации серийных самолетов-разведчиков в легкие штурмовики и созданию «войскового самолета» среди некоторой части специалистов ВВС Красной армии получила распространение теория атаки

ПЛАНШЕТ ПОЛКОВНИКА

Из книги автора

ПЛАНШЕТ ПОЛКОВНИКА Перед нами – публицистические и поэтические откровения – оперативная аналитика и зарисовки с «натуры»… Они нам нужны, чтобы с сегодняшним опытом осмыслить наше прошлое. Чтобы вспомнить себя молодыми. И еще. Они интересны судьбой автора – военного

Планшет

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЛ) автора БСЭ

IFA 2010: Раз планшет, два планшет Андрей Письменный

Из книги Цифровой журнал «Компьютерра» № 33 автора Журнал «Компьютерра»

IFA 2010: Раз планшет, два планшет Андрей Письменный ОпубликованоАндрей Письменный Планшетные компьютеры существовали задолго до Apple iPad, но с его появлением в их мире всё заметно изменилось. Теперь до разработчиков, кажется, дошло, что планшет не

Выбираем современный планшет

Из книги Компьютерра PDA N148 (03.12.2011-09.12.2011) автора Журнал «Компьютерра»

Выбираем современный планшет Автор: Олег НечайОпубликовано 06 декабря 2011 годаПоявление на рынке планшета iPad было встречено публикой с восторгом, немало удивившим всех прочих производителей портативных компьютеров. Дело в том, что планшеты с сенсорным экраном серийно

Кафедра Ваннаха: Планшет и десктоп

Из книги Компьютерра PDA N137 (24.09.2011-30.09.2011) автора Журнал «Компьютерра»

Кафедра Ваннаха: Планшет и десктоп Автор: Ваннах МихаилОпубликовано 27 сентября 2011 годаОсенью 2011 года в печати, преимущественно североамериканской, опять появились многочисленные прогнозы скорой смерти классического настольного персонального компьютера. Повод к

Из книги автора

Маневренный период войны – операции на германо-австрийском фронте: Галицийская битва и Восточно-Прусская операция

Из книги автора

Маневренный период войны – операции на германо-австрийском фронте: Галицийская битва и Восточно-Прусская операция

Из книги автора

Маневренный период войны – операции на германо-австрийском фронте: Галицийская битва и Восточно-Прусская операция Перед первым походом в Восточную Пруссию великий князь Николай Николаевич заявлял о готовности начать движение на Берлин четырьмя армиями: первые две

Маневренный период войны – операции на германо-австрийском фронте: Галицийская битва и Восточно-Прусская операция

Из книги автора

Модель “планшет”

Из книги Книга-подарок, достойный королевы красоты автора Криксунова Инна Абрамовна

Модель “планшет” Представляет собой жесткую сумку в виде прямоугольника, вытянутого по вертикали. Сумка-планшет имеет отлетной клапан, полностью или частично закрывающий перед сумки, внизу этого клапана расположен замок застежки. Эта модель сумки носится на длинном

Обработка радиолокационной информации включает определенную последовательность действий:
. наблюдение и обнаружение целей;
. глазомерную оценку опасности радиолокационной ситуации сближения и отбор целей для радиолокационной прокладки;
. радиолокационную прокладку - определение элементов движения цели и параметров ситуации сближения;
. расчет маневра расхождения;
. контроль за изменением радиолокационной ситуацией во время маневра до полного расхождения судов.

Наблюдение и обнаружение целей. Использование РЛС наиболее эффективно, если радиолокационное наблюдение ведется постоянно. В открытом море постоянное наблюдение следует вести на шкалах среднего масштаба 8-16 миль с периодическим просмотром обстановки на шкалах как более мелкого, так и более крупного масштабов. В стесненных водах постоянное наблюдение обычно ведется на шкалах крупного масштаба с периодическим обзором обстановки на мелкомасштабных шкалах.

Глазомерная оценка радиолокационной ситуации. Глазомерная оценка является обязательным этапом обработки радиолокационной информации и позволяет при большом количестве целей отобрать для прокладки опасные и потенциально опасные цели. Глазомерная оценка производится по следу послесвечения, который остается на экране РЛС за эхо-сигналом цели и представляет собой предыдущую траекторию относительного сближения судов. Мысленным продолжением следа послесвечения за эхо-сигналом цели получается линия относительного сближения (ЛОД), по которой определяют дистанцию кратчайшего сближения Д кр.

Глазомерную оценку опасности столкновения можно использовать только тогда, когда судоводитель понимает принцип построения треугольника скоростей, т.е. имеет достаточный навык работы на маневренном планшете .

При глазомерной оценке радиолокационной ситуации для выделения потенциально опасных целей, которые становятся опасными при маневре собственного судна и цели, чрезвычайно важно четко представлять направление разворота ЛОД, которое происходит в результате этих маневров.

Все возможные схемы перемещения эхо-сигналов охватывают следующие три начальные ситуации.
1. Эхо-сигнал перемещается параллельно курсовой черте нашего судна - это может быть встречное судно, обгоняемое судно, обгоняющее судно или неподвижная цель:
. при изменении скорости одного или обоих судов параллельность перемещения эхо-сигнала сохраняется;
. при изменении курса нашего судна ЛОД разворачивается в сторону, противоположную стороне разворота;
. разворот ЛОД (следа послесвечения), если наше судно не маневрировало, указывает на изменение курса цели в сторону разворота;
. эхо-сигнал неподвижной цели всегда перемещается параллельно линии курса нашего судна.
2. Эхо-сигнал перемещается не параллельно курсовой черте:
- через начало развертки - существует опасность столкновения;
- через курсовую линию нашего судна - цель пересекает наш курс;
- по линии, проходящей по корме нашего судна, - наше судно пересечет или уже пересекло курс цели:
. при изменении направления или скорости перемещения эхосигнала, если наше судно не маневрировало, глазомерно нельзя сделать однозначного вывода о виде маневра цели. Вид маневра можно установить только с помощью радиолокационной прокладки;
. разворот нашего судна в сторону эхо-сигнала цели приводит к развороту ЛОД от кормы к носу нашего судна;
. уменьшение скорости нашего судна приводит к развороту ЛОД от кормы к носу нашего судна;
. увеличение скорости нашего судна приводит к развороту ЛОД от носа к корме нашего судна;
. отворот нашего судна от эхо-сигнала не позволяет глазомерно оценить эффективность этого маневра (уменьшается относительная скорость сближения, увеличивается t кр и в результате может произойти резкое изменение направления ЛОД, определяемое только при радиолокационной прокладке).
3. Эхо-сигнал не перемещается - судно-сателлит:
. появление следа послесвечения параллельно курсовой черте - изменение скорости одного или обоих судов;
. изменение курсов одного или обоих судов вызывает появление следа послесвечения, не параллельного курсовой черте.

Радиолокационная прокладка . Относительная прокладка - выполняется на маневренном планшете путем построения векторного треугольника скоростей. С использованием относительной прокладки легко можно определить элементы движения цели и параметры ситуации сближения. Поэтому она является основным методом, используемым на практике.

Главное, что интересует судоводителя при обнаружении объекта на экране радиолокатора - насколько опасна наблюдаемая цель.

Степень опасности оценивается по двум критериям:
1. Д кр - дистанция кратчайшего сближения - минимальное расстояние, на которое цель может приблизиться к нашему судну, если никто не будет изменять элементы своего движения (курс и скорость);
2. t кр - интервал времени до точки кратчайшего сближения - интервал времени от момента получения последней точки цели, на основании которой строится линия относительного движения ЛОД, до момента приближения цели на кратчайшее расстояние к нашему судну.

Чем меньше Д кр, тем более опасной является приближающаяся цель. Но нельзя оценивать степень опасности только по дистанции кратчайшего сближения. Не менее важными факторами являются скорость сближения и запас времени, которым располагает судоводитель, чтобы предпринять маневр и разойтись на безопасном расстоянии. Так ситуация обгона, как правило, менее опасна чем расхождение на встречных (пересекающихся) курсах, даже если Д кр в первом случае меньше, чем во втором.

Суть относительной прокладки заключается в том, что за центр системы координат мы принимаем наше судно, которое помещаем в центр планшета, а цели наносим на планшет в соответствующие точки по пеленгу и дистанции, измеренных при помощи РЛС.

Пошаговые действия для оценки ситуации:
1. в центр планшета наносится вектор скорости нашего судна, равный 6-ти минутному отрезку (например, скорость нашего судна 15 узлов, откладываем по курсу 1, 5 мили);
2. делаются замеры пеленга и дистанции встречного судна;
3. в таблицу записываются данные измерения и на планшет наносится первая точка – А1;
4. в полученную точку параллельно переносится и "втыкается " вектор скорости нашего судна;
5. через 3 минуты повторяются пункты 2-3, наносится вторая точка А2. Приближенно оценивается ситуация сближения;
6. еще через 3 минуты повторяются пункты 2-3, наносится третья точка А3;
7. соединив точки А1 – А2 – А3, получаем линию относительного движения – ЛОД;
8. из начала нашего вектора скорости строим вектор V в, который является вектором истинной скорости и курса встречного судна;
9. перпендикуляр, проведенный из центра планшета к ЛОД определяет Д кр (в нашем случае Д кр = 1,7 мили). Величину t кр находим, откладывая по ЛОД отрезки, равные V 0 до Д кр (здесь, примерно, укладывается 1,5 V 0 , т.е. t кр = 1,5 х 6 мин = 9 мин);
10. принимается решение по выбору маневра расхождения.

Рис. 13.14. Построение треугольника скоростей


1. Необходимо на ЛОД нанести упреждающую точку У положения цели в момент начала нашего маневра. Обычно это 3-х минутный интервал (расстояние А1 – А2).
2. Из этой точки У проводим касательную к окружности, величина которой соответствует заданной дистанции расхождения (здесь 3 мили).
3. Полученную прямую ожидаемой линии относительного движения ОЛОД переносим параллельно самой себе в точку А3.
4. Вектор нашего судна V н при помощи циркуля разворачиваем до тех пор, пока он не пересечется с ОЛОД.
5. Полученный вектор V н2 переносим в центр планшета и определяем новый курс нашего судна, который необходим для расхождения с целью на расстоянии в 3 мили.


1. Необходимо на ЛОД нанести упреждающую точку У - положение цели в момент начала нашего маневра. Обычно это 3-х минутный интервал (расстояние А1 – А2).
2. Из точки У проводим касательную к окружности, величина которой соответствует заданной дистанции расхождения (здесь 3 мили).
3. Полученную прямую ожидаемой линии относительного движения ОЛОД переносим параллельно самой себе в точку А3.
4. ОЛОД «отсекает» часть вектора нашего судна. Отрезок от начала вектора до точки пересечения с ОЛОД откладываем на векторе в центре планшета. Это и есть новая скорость нашего судна, необходимая для расхождения на заданной дистанции.
5. Снижение скорости необходимо начинать заранее – до наступления момента У, с тем, чтобы в этот момент судно уже имело новую скорость.


Рис. 13.16. Маневр расхождения скоростью

Маневр расхождения скоростью применим для судов водоизмещением до 20000 тонн. В любом случае, при выполнении маневра расхождения необходимо учитывать маневренные характеристики судна.

При выборе маневра расхождения с опасной целью, когда на экране наблюдаются эхо-сигналы других судов, необходимо учитывать те из них, ситуация сближения с которыми может ухудшиться в результате выбранного маневра. Такие опасные суда определяются глазомерно по направлению разворота ЛОД при предполагаемом маневре. Особенность радиолокационной прокладки в этом случае заключается в необходимости одновременного ее ведения для всех потенциально опасных судов. Как правило, на планшет наносится полный анализ ситуации до момента окончания маневра и возвращения к исходным параметрам движения вашего судна.

Ввиду невозможности согласованных действий кораб­лей (судов) в условиях ограниченной видимости правила расхождения даются в МППСС не в категорической форме, а в виде рекомендаций. В соответствии с Прави­лом 19 п. судно, обнаружившее с помощью радиоло­катора другое судно, должно прежде всего определить, существует ли опасность столкновения. «Если имеются сомнения в отношении наличия опасности столкновения, то следует считать, что она существует» (Правило 7 п. «а»).

Выбор маневра для избежания чрезмерного сближения зависит от ситуации. Маневр может предусматривать из­менение курса, скорости, а также того и другого одно­временно. Изменение курса и скорости должно быть зна­чительным. Небольшие последовательные изменения курса и скорости создают затруднения в истолковании ра­диолокационной информации на встречном судне. Под изменением скорости следует понимать ее уменьшение или остановку машин, так как увеличение скорости в условиях ограниченной видимости противоречит Прави­лам.

Таблица 18.2. Тактико-технические данные некоторых навигационных РЛС


Маневр только изменением курса является эффектив­ным, если изменение курса производится заблаговременно, когда имеется достаточное водное пространство и когда этот маневр не вызывает чрезмерного сближения с другими судами. Выбор стороны изменения курса предоставляется командиру корабля, однако Правила рекомендуют избе­гать:

Изменения курса влево при нахождении другого судна впереди траверза, если это судно не является об­гоняемым;

Изменения курса в сторону судна, находящегося на траверзе или позади траверза.

Анализ обстановки и определение элементов движения цели (ЭДЦ)

Анализ обстановки с применением маневренного план­шета производится следующим образом (рис. 18.1):

Место своего корабля К считают в центре план­шета;

По пеленгам и дистанциям, измеренным радиолока­тором через 1-2 мин, наносят на планшет не менее двух мест цели;

Через полученные точки М1, М2, М3 проводят линию относительного движения ЛОД1;

Из центра планшета на ЛОД1 опускают перпенди­куляр КС1, длина которого является кратчайшим рас­стоянием расхождения с целью DKV.

Если DKp больше Dоз, угрозы чрезмерного (опасно­го) сближения нет. Дальнейших расчетов и маневров не потребуется до тех пор, пока цель не изменит курс или скорость.

Если DKp меньше Dоз, производится определение ЭДЦ:

Из точки К откладывают вектор скорости своего корабля VK;


Рис. 18.1. Анализ обстановки, определение ЭДЦ и рас­чет маневра расхождения с одиночной целью на манев­ренном планшете


- из конца вектора VK проводят линию, параллельную ЛОД1 На этой линии откладывают вектор относительной скорости Vр величину которого рассчитывают по формуле


- соединив точку К с концом вектора Vр получают вектор скорости VM;

Время сближения с целью на кратчайшее расстоя­ние


Для анализа обстановки и определения ЭДЦ на ма­невренном планшете с помощью картосчислительной при­ставки «Пальма» выполняют следующие действия:

Маневренный планшет кладут на стол и согласо­вывают масштаб неподвижных кругов дальности (НКД) с окружностями планшета;

На окружностях планшета надписывают дистанции и выключают НКД;

Проводят линию курса корабля на планшете (счи­тая свой корабль в центре) и совмещают его с отметкой курса изображения;

Закрепляют планшет и наносят на него начальные места наблюдаемых целей;

Через 1-2 мин наносят на планшет не менее двух-трех мест каждой цели;

Проводят линии относительного движения каждой цели.

По расположению ЛОД и величине DKp выявляют цели, с которыми возможно чрезмерное сближение. Дальнейшую обработку информации для расчета ЭДЦ можно производить, как указано выше. Для ускорения получения ЭДЦ молено применять следующий прием:

Планшет с нанесенными местами целей сдвигают на­зад по курсу на величину пройденного кораблем за вре­мя наблюдений расстояния;

Наносят новые отметки целей, сдвигая каждый раз планшет назад по курсу на величину пройденного рас­стояния;

Соединив прямой места целей, получают направле­ние вектора истинной скорости каждой из них, направ­ленной от предыдущих точек к последующим;

Величину векторов истинной скорости рассчитывают, как обычно, через пройденное расстояние и время наблю­дений.

Указанный способ менее точен, чем предыдущий, но позволяет быстрее оценить обстановку при встрече с не­сколькими судами.

При наличии в РЛС режима истинного движения име­ется возможность непосредственно с индикатора полу­чать ЭДЦ и быстро обнаруживать их изменение. Однако на индикаторе, работающем в режиме истинного движе­ния, определение DKp и Tкр затруднено, поэтому для точного определения этих величин необходимо переходить на режим относительного движения.

Определение ЭДЦ на картах крупного масштаба (1:50 000; 1:25 000) производится в сложных в навига­ционном отношении районах, где расчет маневра расхож­дения только на планшете может привести к выбору опасного курса. В этом случае штурман имеет возмож­ность вести прокладку за себя и за цель в абсолютном движении без отрыва от навигационной обстановки. В случае применения автопрокладчика появляется возмож­ность иметь текущие координаты своего корабля для ве­дения прокладки за несколько целей и наглядно наблю­дать ситуацию.

Основные недостатки способа: невозможность быстро определить опасность столкновения; кратчайшее расстоя­ние до цели DKp непосредственно из прокладки получить нельзя; на карте можно нанести только точку пересече­ния истинных курсов. Поэтому одновременно с проклад­кой в абсолютном движении анализ обстановки и рас­четы на расхождение рекомендуется производить на ма­невренном планшете посредством приставки «Пальма» с проверкой расхождения на карте.

Расчет и контроль маневра расхождения с одиночной целью на маневренном планшете

При наличии угрозы чрезмерного сближения, т. е. когда Dkp меньше Dоз, необходимо так изменить курс или скорость своего корабля, чтобы ЛОД цели прошла от центра планшета (точки К) на расстоянии больше D03. Для расчета маневра на планшете производят следующие действия (рис. 18.1):

Рассчитывают и наносят на ЛОД1 упрежденную позицию цели Vц; величина М3Мц = Vрtц, где tц=2--4 мин, в зависимости от натренированности оператора;

Из точки Мц проводят касательную к окружности планшета, соответствующей заданному расстоянию D03 и борту расхождения; получают новую линию относи­тельного движения цели ЛОД2;

Строят два новых скоростных треугольника, для чего из конца вектора Vм проводят в обратном направ­лении линию, параллельную ЛОД2 (на рис. 18.1 показана пунктиром), до пересечения с окружностью планшета, соответствующей VK;

Из полученных двух векторов КК" и КК" выбирают тот, при котором вектор относительной скорости Vp будет больше по абсолютной величине и курс КК" быст­рее приведет к расхождению с целью.

Аналогично производится расчет маневра изменением скорости хода. После поворота на рассчитанный курс (изменения скорости хода) наблюдения за целью продол­жаются и производится контроль маневра путем нанесе­ния мест цели на планшете. Если места цели ложатся на линию ЛОД2, маневр выполняется правильно. Если места цели М5, М6, М7 ложатся на линию ЛОД3, парал­лельную ЛОД2, это означает, что поворот начат раньше рассчитанного времени и что расхождение произойдет на расстоянии, большем D03. Изменение направления ЛОД, т. е. смещение мест цели в одну сторону, свидетельст­вует об изменении ЭДЦ, что потребует новых расчетов.

Особенности использования HPЛC «Океан»

В комплекте РЛС «Океан» имеется вычислительное устройство, позволяющее (после ручного захвата эхо-сигнала цели) определить DKp, Ткр и ЭДЦ. Точность ра­боты вычислителя характеризуется следующими величи­нами:

DKp определяется с точностью 2-3 каб;

Ткр определяется с точностью около 2 мин;

Курс встречного судна определяется с точностью 5-10°, сокорость - от 0,5 до 1 уз.

Расчет, маневра расхождения производится на манев­ренном планшете, как указано выше. Вычислительное устройство позволяет имитировать выбранный маневр (заранее «проиграть» его) и оценить возможные резуль­таты, при этом ЛОД высвечивается на экране индика­тора.

Основные варианты расхождения с одиночной целью приведены в § 23.11.

Расчет на маневренном планшете маневра расхождения с несколькими целями одновременно

Маневр по расхождению с несколькими встречными судами одновременно является наиболее сложным, но не­обходимость в нем возникает все чаще, особенно в райо­нах оживленного судоходства. Предлагавшиеся до сих пор способы расчета этого маневра основаны на примене­нии специальных палеток, скрывают от оператора физи­ческий смысл маневра и поэтому не прививаются на флоте.

Наиболее рациональным является расчет с построе­нием секторов опасных относительных курсов (COOK), предложенный О. Г. Моревым. Расчет маневра пред­лагаемым способом производится следующим образом (рис. 18.2):

С обнаружением на экране встречных судов (цели № 1, 2, 3) ведут за каждое из них относительную про­кладку на маневренном планшете;

Проведя ЛОДи ЛОД2 и ЛОД3, выявив опасность чрезмерного сближения с одной или несколькими целями, определяют их ЭДЦ (VМ1, VМ2_ и VМ3);

По цели с максимальной относительной скоростью (сближение с которой на Dкр произойдет раньше) назна­чают момент ее прихода в упрежденную позицию и на­носят на этот момент упрежденные позиции каждой цели 1Mц, 2МЦ, ЗМЦ;

Из упрежденной позиции каждой цели проводят ка­сательные к окружности Dоз, определяя опасный сектор (ОС) каждой цели;

В конце каждого вектора истинной скорости цели Vм1, Vм2, Vм3 строят сектор опасных относительных курсов;

Для безопасного расхождения со всеми целями од­новременно изменяют свой курс или скорость так, чтобы конец своего вектора скорости VK располагался вне пре­делов COOK.


Рис. 18.2. Расчет маневра расхождения с не­сколькими целями одновременно на маневренном планшете


На рис. 18.2 видно, что уменьшение скорости до вели­чины V"k позволяет разойтись со всеми целями на Dkp больше Doз. Если конец своего вектора скорости Vv будет лежать на границе СООК-1, то расхождение с целью № 1 произойдет на дистанции Doз, а с другими - на большей дистанции. Если конец своего вектора ско­рости V""к будет находиться в точке пересечения сторон СООК-2 и СООК-3, то расхождение на Doз произойдет с этими двумя целями, а с целью № 1 - на большей ди­станции. Рассчитанные варианты расхождения доклады­ваются командиру корабля для выбора и утверждения одного из них. Окончанием маневра расхождения со все­ми целями можно считать момент прихода последней из них на относительный траверз.

* В режиме автосопровождения точность определения пеленга и дистанции РЛС «Океан» на расстояниях до 16 миль составляет 0,5-0,7° и 30-40 м соответственно.

Вперед
Оглавление
Назад

Составил капитан дальнего плавания Борискин О.И. 2002 год


Примерный алгоритм действий по расчету маневрирования при работе с маневренным планшетом.

  • если пеленг на цель не меняется, а расстояние уменьшается, то эта цель является опасной и существует угроза столкновения.

  • если пеленг и расстояние на цель не меняются, то эта цель – сателлит, то есть судно, следующее таким же курсом и дистанцией.

  • если пеленг на цель меняется и линия относительного движения (ЛОД) проходит перед носом судна (см. свой вектор), то судно проходит у нас впереди и пересекает наш курс

  • если пеленг на цель меняется и линия относительного движения (ЛОД) проходит за кормой судна (см. свой вектор), то судно проходит у нас сзади и наше судно пересекает ему курс

  1. Наносим цели на планшет. Рядом с отметками указываем время (6). Цели обводим кружочками.

  2. Через нулевую и шестую точки каждой опасной и потенциально опасной цели проводим ЛОДы, которые проходят немного дальше центра маневренного планшета.

  3. Завершаем построение векторного треугольника.(Из точки вращения векторов векторы только выходят)

  4. Находим дистанцию (Dкр) и время(tкр) кратчайшего сближения: дистанция кратчайшего сближения находится в месте касания ЛОД судна с концентрической окружностью от центра планшета. Помечаем точку кратчайшего сближения отчерком перпендикулярно ЛОД. Линия, соединяющая найденную точку и центр экрана – это и есть дистанция кратчайшего сближения с данным судном. Найдем время кратчайшего сближения по каждому судну. Для этого измерим расстояние от 6-минутной точки до дистанции кратчайшего сближения раствором измерителя, соответствующим 6-минутным отрезком. Это время укажем возле 6-минутной отметки данного судна. После этого ставим дробную черту. За дробной чертой надо будет указать время пересечения курса.

  5. Находим дистанцию (Dпер) и время(tпер) пересечения курса.

  1. Определим время пересечения курса раствором относительного вектора до точки пересечения курса. Отсчет ведется от 6-й минуты. Время пересечения курса ставим через дробь после времени кратчайшего сближения(например: 15/13)

  2. Анализ ситуации. Итогом анализа должен стать маневр. Необходимо помнить, что допускаются только два маневра: сбавление хода и отворот направо. В случае, если сзади следует судно-сателлит, то маневр снижения скорости невозможен. В случае, если справа следует судно, то маневр отворота вправо нежелателен, ибо это судно становится опасным. Как правило выбирается маневр отворота направо. Если при этом выясняется, что при маневре отворота вправо для расхождения с опасным судном, другое судно, потенциально опасное, становится опасным, то маневр по выполнению поворота необходимо рассчитывать относительно этого судна.

  3. Расчет маневра отворота вправо рассчитывается на момент наступления 12-й минуты, если не потребуется иного. Поэтому необходимо отложить по ЛОДам судов соответствующие им 6-минутные отрезки и отчеркнуть на ЛОД позицию судна, которая, как мы полагаем должна быть на 12-й минуте. Точку в кружок не обводим. 12-я минута –это начало маневра, поэтому рядом с отметкой ставим 12 в кружочке.

  4. По условиям задачи дается зона(дистанция) безопасного расхождения, которая отмечается кругом на планшете.

  5. Из точки, соответствующей началу маневра(12 в кружочке) каждого опасного и потенциально опасного судна проводим касательную к зоне безопасного расхождения. При этом надо учитывать, что судно повернет направо, следовательно, касательная должна быть слева от судна. Эта касательная – это и есть ожидаемая линия относительного движения(ОЛОД), по которой пойдет судно в случае нашего маневра. Судно пройдет в радиусе дистанции безопасной зоны слева по борту.

  6. Найдем курс, которым должно следовать наше судно для каждой ОЛОД: параллельной линейкой перенесем направление ОЛОД в 6-минутную точку(конец вектора относительной скорости) и проводим наш новый вектор в сторону, противоположную ОЛОДу. Из точки вращения векторов раствором циркуля откладываем на нанесенном векторе точку. Определяем угол отворота. После определения угла отворота у всех целей определяем угол отворота по наибольшему. Расходиться будем с этим судном, а остальные – вести.

  7. С помощью параллельной линейки переносим вектор нашего судно новый в центр планшета.

  8. Перенесем вектор нашего судно новый в 6-минутную точку других целей для контроля и найдем по новому вектору вектор относительного движения судна новый . Он не должен быть направлен в центр планшета и проходить ближе, чем заданная дистанция минимального сближения. Таким образом, мы рассчитали маневр уклонения от столкновения.

  9. Рассчитаем момент окончания маневра уклонения. После окончания уклонения судно вернется на прежний курс. Момент, когда это можно сделать необходимо рассчитать графически: судно повернет на прежний курс, следовательно отметки целей будут на экране РЛС передвигаться параллельно ЛОД до маневра. Таким образом можно определить время возврата на прежний курс после прохождения целями на безопасном расстоянии. Точку окончания маневра отворота можно определить для каждой цели пересечением ОЛОД и перенесенной параллельной линейкой ЛОД каждого судна, проведенной касательно к дистанции безопасного расхождения(радиус опасной зоны, заданная дистанция). Найдя точки окончания маневра для каждой цели соответствующим раствором нового(!!!) вектора относительного движения судна вычислим время окончания маневра отворота, поставим это время возле найденной точки и обведем ее в кружочек. Наибольшее время будет являться собственно временем возврата на прежний курс.

  10. Рассчитаем дистанцию отхода от первоначального курса. Отнимем от времени окончания маневра время начала маневра. Получим время маневра(tотх). Найдем пройденное расстояние. Для этого воспользуемся логарифмической таблицей «Дистанция-время-скорость» в правой части навигационного планшета. Возьмем раствором измерителя расстояние на линейке между цифрой «60», соответствующей верхнему краю линейки и цифрой скорости нашего судна, приложим этот раствор одной лапкой измерителя к цифре, соответствующей времени маневра, другой лапкой измерителя определим дистанцию, на которую судно во время маневра уклонилось от прежнего курса. Пройденное расстояние можно найти графическим способом: отложим по нашему вектору время tотх в 6-минутных отрезках Откладываем на нашем новом векторе этот отрезок и из его конца опускаем перпендикуляр на вектор нашего судна . Величина этого перпендикуляра (расстояние от конца отрезка до курса нашего судна) равняется отклонению судна от курса судна в милях(Dотх).

Метод графической прокладки

Графическая прокладка дает более точную информацию о ситуации судов и выполняется на маневренном планшете М-78 (рис 212)

Задача на расхождение состоит из: 1) нанесения начальной ситуации на планшет и построения треугольников скоростей векторов относительной скорости;

2) оценки ситуации опасного сближения (столкновения) с судами, эхо-сигналы которых наблюдаются на экране РЛС, путем расчета времени кратчайшего сближения /кр, пересечения /"ер, дистанции кратчайшего сближения DKр и выявления их реальной и потенциальной опасностей;

3) выбора и обоснования маневра, выделения судов, с которыми необходимо расходиться;

4) расчета выбранного маневра с помощью графического перестроения векторных треугольников начальной ситуации;

5) расчета момента начала маневра (с учетом маневренных элементов

Судна), выбирается упрежденное время (3 или 6 мин), дистанция расхождения, время расхождения и дистанция отхода от своего первоначального курса за время маневрирования;

6) нанесение ожидаемой линии относительного движения (ОЛОД) и последующий контроль за перемещением судна-цели (наблюдаемого судна).

Рассмотрим подробно процесс решения задачи на расхождение с помощью графической (радиолокационной) прокладки на маневренном планшете.

1. Для удобства расчетов интервал времени принимает 3 или 6 мин, т е. 1/20 или 1/10 ч.

2. Строим на планшете из его центра вектор курса и скорости VL нашего судна.

Рис. 213. Решение задачи на расхождение с помощью графической прокладки

Рис 214 Определение потенциальной опасности и местоположения судна, для расхождения с которым требуется произвести расчет маневра

3. С появлением на экране РЛС эхо-сигналов определяем их пеленги и дистанции и наносим на планшет.

4. Через равные интервалы времени (3 или 6 мин) в прежней последовательности наносим следующие точки и после их соединения получим векторы относительной скорости.

5. При этих векторах строим векторные треугольники, для чего Vc своего судна из центра планшета переносим в первую точку L Соединив начало своего вектора Vc со второй точкой 2, получим вектор скорости наблюдаемого судна W

6. Линию, соединяющую точки 1 и 2, продлим за центр планшета, получим ЛОД.

Оценка ситуации заключается в определении степени опасности столкновения судов. Находим кратчайшее расстояние DKp, опуская перпендикуляр из центра планшета до ЛОД и точку пересечения курса судна-цели Dnep, для чего проводим из центра планшета линию, параллельную вектору скорости У" суд-на-цели до пересечения с ЛОД

Выявление потенциальной скорости судов можно осуществить двумя способами:

1) проигрываем маневр нашего судна (Vc) или судна-цели (V") и определяем по изменению ЛОД и Vo возможный переход из потенциальной опасности в реальную. Изменение курса, скорости или комбинированный маневр нашего судна вправо ухудшает ситуацию с судном "б". В данном случае маневр необходим с судном "б" (рис. 214);

2) использованием особенностей перемещения эхо-сигналов в относительном движении на экране РЛС, что было подробно разобрано при визуальном методе оценки ситуации.

Для выбора и обоснования вида маневра проигрывают все возможные его варианты: изменение курса, скорости или того и другого одновременно При этом учитываются все факторы, сопутствующие плаванию в условиях ограниченной видимости, навигационных особенностей района плавания, МППСС-72 и маневренных возможностей своего судна и возможного маневра судна-цели. Судоводитель должен стремиться к безопасному расхождению приемлемым вариантом Расчет маневра можно производить при помощи палетки и линейки. Он сводит к минимуму графическую работу по одному-двум судам. На рис. 215 выполнен расчет маневра для безопасного расхождения изменением своего курса вправо. Положение упрежденных точек не оказывает влияния на методику расчета с использованием векторных треугольников начальной ситуации. Следует всегда помнить, что момент упрежденной точки есть условный момент окончания маневра.

Момент начала маневра своего судна рассчитывается с учетом маневренных элементов судна (инерция, торможения, поворотливость и т. д.).

Рис. 215 Расчет маневра для расхождения изменением курса вправо; расчет выполнен с судном "б"

В векторном треугольнике судна "а" вектор нашей скорости поворачиваем вправо на рассчитанный угол. Получаем новый вектор относительной скорости Vo и соединяем точку _2 с концом повернутого вектора Vq. Параллельно вектору относительной скорости V"o из упрежденной точки проводим ОЛОД судна "а". Упрежденная точка берется за один и тот же интервал времени. После этого можно определить время расхождения судов tpicx и дистанцию отхода D0тх от курса нашего судна (см. рис. 215).

Для расчета используем новый вектор относительной скорости W Дистанция отхода рассчитывается на планшете. Для этого на линии нашего нового курса, проложенного из центра планшета, откладываем расстояние, которое пройдет наше судно за время расхождения. Затем из полученной точки опускаем перпендикуляр на линию первоначального курса. Отрезок этого перпендикуляра будет дистанцией отхода от курса в масштабе планшета.

Результат маневрирования контролируется с помощью ОЛОД. На планшет наносится не только ОЛОД судна, относительно которого рассчитан маневр, но и других судов, которые представляют потенциальную опасность. Эти линии ожидаемого относительного движения проводятся для контроля за развивающейся ситуацией после маневра, чтобы своевременно обнаружить маневр других судов, а также в случае допущенных ошибок в расчетах и графических построениях.

Из вышеизложенного видим, что оба метода взаимосвязаны и дополняют друг друга, обеспечивают решение задач на безопасное расхождение судов с помощью РЛС в условиях ограниченной видимости.

На некоторых судах над экраном РЛС установлен зеркальный планшет. Это вспомогательное устройство, являющееся беспаралаксной оптической системой. Преимущество зеркального планшета в том, что он дает возможность вести графическую прокладку, не прерывая наблюдения на экране РЛС.

Периодически повышая квалификацию, судоводители морского флота проходят тренировочные учения по решению задач на радиолокационных тренажерах.