Linux

Программа обеспечения качества пок гост. Общая программа обеспечения качества. К программам обеспечения качества для объектов

Управление качеством в атомной отрасли является задачей первостепенной важности, решение которой влияет не только на отдельные внутриотраслевые аспекты деятельности объектов атомной энергетики, но и на окружающую среду, жизнь и здоровье населения, работу многих предприятий и экономические показатели региона и страны в целом. Любые недочеты, влияющие на качество работ на атомных объектах и обеспечение безопасности их эксплуатации, могут привести к серьезным последствиям в масштабах региона и страны.

Обеспечение качества в сфере атомной энергетики

Для того чтобы обеспечить необходимый уровень качества деятельности, работ и услуг в сфере выработки и использования атомной энергии необходимо разработать и внедрить системы управления качеством (СМК) как в эксплуатирующей организации атомной станции (АС), так и на самой станции.

СМК для объектов атомной энергетики включает следующие элементы:

  • политика в области обеспечения качества для атомных станций;
  • организационная структура и четкое распределение обязанностей между руководителями и исполнителями;
  • система документации;
  • наличие ресурсов, включающих финансовые средства, персонал с достаточным уровнем знаний и квалификации;
  • материальная база для обеспечения качества, включая информационные системы, специализированные средства, компьютерные программы учета и обработки информации, рабочие места, оборудованные надлежащим образом.

Политика в области качества, правила и процедуры управления качеством на атомных электростанциях регламентируются специальным документом - Программой обеспечения качества атомных станций (ПОКАС) .

ПОКАС представляет собой комплект документов, устанавливающий набор организационно-технических и прочих мероприятий по обеспечению качества выполняемых работ и услуг в соответствии с определенными критериями и принципами обеспечения безопасности атомных станций. Программа обеспечения качества АС устанавливает общую политику организации в области обеспечения качества, обеспечивает регламентацию и координацию всей организационно-технической деятельности эксплуатирующих организаций, атомных электростанций, а также организаций, предоставляющих услуги и выполняющих подрядные работы на атомных станциях.

Кроме того, ПОКАС формулирует требования к частным программам обеспечения качества на каждом этапе жизненного цикла атомных объектов:

  • проектирование;
  • строительство;
  • ввод в эксплуатацию;
  • собственно эксплуатация;
  • вывод объекта из эксплуатации.

Законодательные аспекты разработки ПОКАС

При разработке программы обеспечения качества для атомных станций необходимо руководствоваться нормами Федерального закона N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 года (ред. от 2 июля 2013 года), федеральными нормами и правилами НП 090-11 "Требования к программам обеспечения качества для объектов использования атомной энергии" , экологическим законодательством и другими нормами и правилами в области атомной энергетики. Важными документами для разработки ПОКАС также являются Требования безопасности НП-019-2000 и НП-020-2000 , регламентирующие правила сбора, переработки, хранения и кондиционирования твёрдых и жидких радиоактивных отходов. Также при создании ПОКАС применяются рекомендации руководящего документа эксплуатирующей организации в области атомной энергетики «Руководство по качеству» по стандарту СТО 1.1.1.04.004.0214-2009 и руководств по безопасности МАГАТЭ из серии 50-С/SG-Q .

Виды и назначение программ ПОКАС

Существуют общие и частные программы обеспечения качества для атомных станций и эксплуатирующих организаций.

Общая программа обеспечения качества АС – ПОКАС (О) применяется для атомных станций или блоков АС, регламентирует деятельность эксплуатирующих организаций и подрядных организаций, оказывающих услуги для эксплуатирующей организации АС в соответствии с политикой в области обеспечения качества.

Помимо этого, общая ПОКАС:

  • разрабатывается отдельно для каждой сооружаемой АС;
  • при постройке нового блока АС подлежит пересмотру;
  • устанавливает требования к разработке частных программам обеспечения качества.

Частная программа обеспечения качества разрабатывается для каждого отдельного этапа жизненного цикла атомной станции или блока.

Назначение частных ПОКАС:

  • ПОКАС (ВП) – обеспечение качества при выборе площадок для размещения АС/блока АС;
  • ПОКАС (П) – обеспечение качества для этапа проектирования АС/блока АС;
  • ПОКАС (С) – обеспечение качества при сооружении АС/блока АС;
  • ПОКАС (РУ) – обеспечение качества при разработке реакторных установок АС/блока АС;
  • ПОКАС (Р) – разработка оборудования, систем и изделий, необходимых для обеспечения безопасности АС;
  • ПОКАС (И) – изготовление оборудования, систем и изделий, необходимых для безопасности АС;
  • ПОКАС (СЭ) – обеспечение качества при снятии атомной станции с эксплуатации.

Требования к разработке ПОКАС и обеспечению ее эффективности

Задача по разработке общей ПОКАС и частных программ может быть передана эксплуатирующей организацией сторонним организациям, имеющим соответствующую лицензию. Требования к мерам и методам обеспечения качества устанавливаются с учетом классификации оборудования, сооружений и систем по степени важности для безопасности атомных станций. Данная классификация определена существующими правилами и нормами в сфере использования атомной энергии.

В состав ПОКАС должны входить цели и задачи организации в области качества, структура и организационно-правовые схемы взаимодействия всех участников процессов, связанных с обеспечением качества и безопасности, включая эксплуатирующую организацию, филиалы, энергоблоки, хранилища, а также субподрядные организации. Также в документе регламентируется подготовка персонала, сферы ответственности, описание нормативной документации и системы внутреннего документооборота и множество других аспектов обеспечения управления качеством.

Для того чтобы Программа обеспечения качества АС выполнялась и функционировала максимально эффективно, необходимо определить и довести до сведения всего ответственного персонала политику организации в области обеспечения качества. Это делается с помощью специальных программ для обучения персонала.

Показатели качества для контроля эффективности ПОКАС

Эффективность ПОКАС определяется степенью достижения установленных эксплуатирующей организацией АС целей. Для этого необходимо максимально подробно сформулировать цели и задачи, и выбрать показатели качества, по которым будет проводиться контроль деятельности по обеспечению качества.

Примеры показателей для оценки качества работы АС:

  • Коэффициент готовности, обеспечение возможности несения номинальной нагрузки – характеризует эффективность работы персонала атомной станции по сокращению неплановых потерь электроэнергии, повышению выработки энергии и оптимизации плановых остановок;
  • Коэффициент неготовности, неплановая недовыработка – низкое значение данного показателя демонстрирует стабильную и эффективную работу персонала и основного оборудования АС;
  • Работоспособность систем безопасности – показатель для оценки качества эксплуатации систем безопасности и их технического обслуживания;
  • Неплановые автоматические остановки реактора в критическом состоянии – количественный показатель, характеризующий степень качества и эффективности технологических процессов выработки электроэнергии и технического обслуживания;
  • Показатель тепловой экономичности – оценивает эффективность работы по преобразованию тепловой энергии в электрическую;
  • Коллективная доза радиационного облучения персонала АС – показатель эффективности деятельности по уменьшению степени радиационного облучения работников станции;
  • Объем твердых радиоактивных отходов низкого уровня – показатель эффективности деятельности по снижению количества радиоактивных отходов;
  • Показатель потерь рабочего времени из-за несчастных случаев – минимальные значения данного показателя демонстрируют эффективность деятельности и соблюдения норм по охране труда.

Своевременная диагностика процессов, установление критических значений для этих и других показателей, а также планирование процедур оперативного реагирования при отклонениях Эффективность функционирования ПОКАС подлежит постоянному контролю, как со стороны внутренних аудиторов, так и с помощью внешних инспекций. Контроль осуществляется посредством специальных контрольно-ревизионных мер, призванных отследить корректное выполнение процедур и запланированных мер по обеспечению качества, убедиться в выполнении норм и регламентов и реализации установленных целей.

Для обеспечения эффективности ПОКАС необходимо предусмотреть следующие меры:

  • контроль выполнения политики качества и установленного плана мероприятий для обеспечения качества;
  • регулярный анализ показателей качества;
  • инспекторские проверки АС;
  • ревизия эффективности функционирования общей ПОКАС и частных программ со стороны эксплуатирующей организации;
  • аудит наличия и выполнения ПОКАС в субподрядных организациях, оказывающих услуги и выполняющих работы для эксплуатирующей организации и атомных станций;
  • разработка необходимых корректирующих мер и контроля их реализации по результатам анализа показателей, ревизий и инспекторских проверок.

Услуга разработки ПОКАС от ООО «ЦЕСК»

Группа компаний «ЦЭСК» (Центр Экспертного Сопровождения Клиентов) предоставляет услуги в области разработки программ обеспечения качества для атомных станций (ПОКАС) в соответствии с федеральным законодательством, отраслевыми нормами и стандартами, а также требованиями, установленными эксплуатирующей организацией АС.

В состав услуги для атомных станций, эксплуатирующих организаций и их субподрядчиков входят:

  • Разработка программы обеспечения качества ПОКАС;
  • Коррекция разрабатываемой документации согласно замечаниям Ростехнадзора и Заказчика;
  • Информационно-консультационная поддержка процесса согласования комплекта документов ПОКАС.

Опыт и компетентность специалистов ООО «ЦЭСК» позволяет гарантировать высокое качество с учетом всех аспектов деятельности АС и согласовать все документы в кратчайшие сроки!

Программа обеспечения качества выполнения работ при эксплуатации блоков атомных станций (покас аэс)

Данная программа доступна для скачивания в формате Word

1. Политика в области обеспечения качества

2. Организационно-правовая форма взаимоотношений эксплуатирующей организации АС и

3. Комплектование и подготовка работников (персонала)

4. Нормативные документы

5. Управление документами

6. Управление закупками оборудования, комплектующих изделий, материалов и предоставляемыми услугами

7. Контроль закупаемого оборудования, комплектующих изделий, материалов и предоставляемых услуг

8. Производственная деятельность

9. Инспекционный контроль

10. Контроль испытаний

11. Метрологическое обеспечение

12. Обеспечение надежности

13. Контроль несоответствий

14. Корректирующие меры

15. Записи по качеству

16. Проверки (аудиты)

Приложения:

Приложение 1. Схема организационной структуры» по выполнению ПОКАС (Э) ПГ АС/Э

Приложение 2. Перечень документов, регламентирующих проведение работ на АС.

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая «Программа обеспечения качества выполнения работ при эксплуатации блоков атомных станций» ПОКАС (Э) ПГ АС/Э (далее - Программа) разработана на основании «Требований к программе обеспечения качества для атомных станций» НП-011-99.

Программа распространяется на работы, выполняемые при эксплуатации ядерных установок (блоков атомных станций).

Целью Программы является регламентация деятельности ЗАО г. по обеспечению качества, направленной на реализацию основных критериев и принципов обеспечения безопасности атомных станций (АС).

Обеспечение ЗАО требуемого качества выполняемых работ на АС должно выполняться путем:

а) последующего совершенствования системы обеспечения качества выполнения работ на АС, включающей в себя комплекс организационных, технических и административных мер по обеспечению качества;

б) документированного описания процедур выполнения этапов работ на АС и контроля выполнения этих работ, а также соблюдения этих процедур;

в) организации надлежащего контроля за работами на АС;

г) установления порядка проверки (аудита) и пересмотра данной программы с целью ее совершенствования и повышения эффективности.

Программа является стандартом ЗАО «», выполнение которого гарантирует обеспечение требуемого качества работ на АС.

Программа является обязательной для всех руководителей и специалистов ЗАО «», участвующих в выполнении работ на АС.

Программа вводится в действие соответствующим приказом генерального директора до начала выполнения работ и предоставления услуг, регламентируемых в ней.

Настоящая Программа подлежит периодическому анализу и пересмотру. Пересмотр настоящей Программы осуществляется по результатам практической деятельности, но не реже одного раза в 3 года.

Основанием для пересмотра настоящей Программы могут служить:

Изменение видов работ;

Фактически реализованные изменения и дополнения в действующей организационной структуре или системе качества, в разграничении функций и обязанностей структурных подразделений;

Результаты внешней проверки (аудита) или внутренней проверки системы качества;

Изменения требований нормативных документов в части обеспечения качества;

Введение в действие новых нормативных документов в части обеспечения качества;

Требования Заказчика - эксплуатирующей организации АС в лице ее соответствующего филиала (АС), либо органов государственного контроля и надзора (Ростехнадзор и др.).

Внесение необходимых изменений и дополнений в настоящую Программу осуществляется на основании соответствующих извещений в следующем порядке:

Извещения об изменениях и дополнениях, инициируемые, разрабатываются ПТО и утверждаются генеральным директором;

После утверждения извещения ПТО вносит необходимые изменения и дополнения по все учтенные экземпляры настоящей Программы.

Внесение изменений и дополнений в Программу производится посредством переиздания всей Программы или заменой отдельных листов, в которые вносятся изменения и дополнения, в порядке, аналогичном внесению изменений и дополнений в документы.

Необходимость знания настоящей Программы работниками ЗАО определяется в их должностных инструкциях в установленном порядке.

Настоящая Программа действует вплоть до особого распоряжения об ее отмене (соответствующего приказа генерального директора).

Настоящая Программа предъявляется заказчику (соответствующей АС) при заключении договора с ЗАО на выполнение работ и предоставление услуг.

Юридическая ответственность ЗАО за обеспечение качества выполняемых работ на АС определена Федеральным законом «Об использовании атомной энергии» и осуществляется в законодательном порядке на основе договорных отношений.

1. ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА

1.1. Руководствуясь в своей деятельности Федеральным законом Российской Федерации "Об использовании атомной энергии", Уставом ЗАО, действующими Нормами и Правилами в области использования атомной энергии руководство за-являет, что будет стремиться к максимальной реализации настоящей политики по обеспечению качества выполняемых работ.

Руководство устанавливает, что обеспечение качества работ, выполняемых на атомных станциях, является высшим приоритетом в деятельности.

Руководство гарантирует выполнение требований Программы всеми руководителями и специалистами.

1.2 . Основные цели обеспечения качества:

Обеспечение качественного и своевременного выполнения работ;

Обеспечение контроля за качественным и своевременным выполнением работ.

1.3 . Основные задачи, направленные на достижение поставленных целей по обеспечению качества:

Создание условий эффективного управления качеством выполняемых работ в рамках общей структуры управления деятельностью;

Обеспечение гарантированной стабильности выполнения требований нормативной и технической документации при выполнении работ;

Установление требований к организационно-технической деятельности при выполнении работ.

1.4 . Основные методы решения поставленных задач:

Планирование и систематическое осуществление деятельности по обеспечению требуемого качества на всех этапах производственной деятельности;

Четкое распределение персональной ответственности руководителей и исполнителей за выполняемые работы;

Подбор и обеспечение необходимого уровня квалификации персонала в соответствии с требованиями должностных инструкций;

Формирование культуры безопасности персонала;

Создание эффективно действующей системы документирования результатов работ и контроля;

Эффективное управление финансовыми, материально-техническими и людскими ресурсами;

Проведение систематических внутренних проверок (аудитов) выполнения требований Программы и оценка ее эффективности;

Анализ со стороны руководства выполнения принятой политики в области обеспечения качества и ее актуализации.

1.5. Для достижения поставленных целей по обеспечению качества руководство обязуется:

Выполнять работы на АС в полном соответствии с требованиями нормативных и технических документов;

Создавать необходимые условия, чтобы каждый работник выполнял качественно и своевременно свои обязанности, используя накопленный опыт, мастерство и знания;

Осуществлять выделение необходимых финансовых, материально-технических и людских ресурсов для выполнения работ в части обеспечения качества;

Периодически анализировать систему качества для убеждения в том, что она постоянно удовлетворяет принятой политике и достаточно эффективна;

Выполнять требования Программы;

Довести принятую политику до всего персонала.

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ФОРМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЭКСПЛУАТИРУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ АС И

2.1 . Основные документы, определяющие организационно-правовую форму.

2.1.1. является юридическим лицом в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в банках.

2.1.2. Основным документом, определяющим организационно-правовую форму является Устав

2.2. Распределение ответственности за обеспечение качества между организациями.

2.2.1. Взаимоотношения с эксплуатирующей организацией, генподрядчиком, субподрядчиками строятся на основе договоров.

Взаимодействие между эксплуатирующей организацией АС, Генподрядчиком и другими организациями, участвующими в работах на АС, по вопросам обеспечения качества регламентируется ПОКАС (О) и ПОКАС (Э).

2.2.2. Общую координацию работ на АС осуществляют Генподрядчик и эксплуатирующая организация АС на основе разработки планов и графиков выполняемых работ. принимает участие в разработке планов и графиков работ в части, касающейся проведения работ или ее субподрядными организациями.

2.2.3 . Распределение ответственности за обеспечение качества работ на АС между организациями реализуется через договорные отношения и эксплуатирующей организации АС или и Генподрядчика с одной стороны, и и субподрядных организаций, с другой стороны.

2.2.4 . С целью выполнения требований, установленных эксплуатирующей организацией АС или Генподрядчиком при выполнении работ на АС, разрабатывает необходимые организационно-технические мероприятия, направленные на:

Выполнение предусмотренных объемов работ (услуг) в установленные сроки;

Обеспечение необходимой нормативной и технической документацией.

При привлечении субподрядных организаций к выполнению разрешенных лицензией работ либо предоставлению услуг, :

Оценивает их способность обеспечить установленные требования по качеству выполняемых работ;

При заключении договоров с субподрядными организациями устанавливает требования к программам обеспечения качества этих организаций;

В процессе действия договоров проводит проверку выполнения субподрядными организациями программ обеспечения качества и оценивает их эффективность.

2.3 . Порядок распределения работ и взаимодействия подразделений при их выполнении.

2.3.1 . Схема организационной структуры по выполнению Программы приведена в Приложении 1 Программы.

2.3.2. Конкретное закрепление обязанностей и ответственности подразделений, руководителей и специалистов, а также их взаимодействие изложены в соответствующих положениях о структурных подразделениях, должностных инструкциях персонала и других организационно-распорядительных документах.

Генеральный директор отвечает за формирование и реализацию общей политики в области обеспечения качества, организацию взаимодействия с эксплуатирующей организацией АС, генподрядными и субподрядными организация-ми, за решение финансовых и организационно-технических вопросов производства; руководит кадровой политикой.

Основные обязанности и ответственность руководителей и специалистов, участвующих в работах на АС, приведены в соответствующих разделах Программы.

Подробное закрепление обязанностей и функций по руководству и обеспечению качества приведены в должностных инструкциях руководителей и специалистов.

2.4. Порядок планирования и анализа деятельности по обеспечению качества.

2.4.1. Планирование деятельности по обеспечению качества при выполнении работ включает в себя следующие вопросы:

Комплектование и подготовку персонала, чья деятельность оказывает влия-ние на обеспечение качества;

Подготовку и контроль документации, используемой при проведении работ и их контроле;

Организацию закупок, используемых при проведении работ оборудования, комплектующих изделий и материалов, и их контроль;

Организацию выполнения работ и предоставления услуг субподрядчиками и контроль этих работ и услуг;

Организацию обращения с оборудованием, комплектующими изделиями и материалами;

Контроль за выполнением процедур;

Техническое обслуживание и ремонт технических средств (оборудования, механизмов, инструментов и т.д.), используемых для выполнения работ;

Инспекционный контроль;

Контроль испытаний;

Метрологическое обеспечение производства;

Организацию обеспечения надежности;

Регистрацию результатов деятельности по обеспечению качества, учет и анализ, выявленных в ходе проведения работ несоответствий, и применение корректирующих мер;

Обеспечение эффективности действующих процедур по предупреждению возможных отклонений и несоответствий;

Проверку (аудиты) фактического состояния выполнения настоящей Про-граммы;

Оценку эффективности настоящей Программы.

2.4.2. Вопросы по обеспечению качества при выполнении работ включаются в годовой план работ по качеству.

2.4.3. Анализ деятельности по обеспечению качества при выполнении работ осуществляется в процессе проведения внутренних проверок (аудитов) настоящей Программы.

2.4.4. Ответственным за организацию планирования и анализ деятельности по обеспечению качества на АС является главный инженер.

Это локальный документ предприятия, позволяющий осуществлять контроль качества выполняемых работ и предоставляемых услуг, а также надзор за надлежащим обеспечением безопасности на производственных объектах, чья деятельность связана с использованием атомной энергии (ОИАЭ).

Стоимость составления ПОК составляет 25000 рублей. Сроки – от 5 дней.

При необходимости может быть выдан сертификат соответствия системе качества ИСО. Цена 10000 рублей.

Данный вид документации содержит перечень организационно-технических мероприятий, разработанных и внедренных в рамках осуществления контроля, которые влияют на безопасность объекта деятельности Он включает распределение ответственности между руководителями и персоналом предприятия, а также перечень материалов, используемых при реализации указанных мероприятий.

Необходимость наличия рассматриваемого документа основывается на содержании НП-090-11, утвержденных Приказом Ростехнадзора №85 от 07.02.2012 г.

Также основаниями для разработки служат требования таких нормативно-правовых актов, как:

  • Закон № 170-ФЗ от 21 ноября 1995 г.;
  • Закон №162-ФЗ от 29 июня 2015 г.;
  • Закон № 384-ФЗ от 30 декабря 2009 г.

Основными целями разработки выступают:

  • контроль качества товаров и услуг;
  • контроль за обеспечением безопасности на объекте;
  • повышение конкурентоспособности предприятия;
  • привлечение новых партнеров и инвесторов;
  • совершенствование общей системы менеджмента и контроля качества на предприятии.

В соответствии с НП-090-11, выделяют две разновидности ПОК.

Действие первой распространяется на выполняемые работы и услуги, способные повлиять на состояние безопасности ОИАЭ на всех этапах его функционирования. Такая программа определяется как «Общая».

Вторая, «Частная», относится к организациям, осуществляющим лицензируемые виды деятельности на ОИАЭ и способным повлиять на безопасность таких объектов на отдельных стадиях их эксплуатации.

Особенности разработки программы обеспечения качества.

Контроль за составлением и утверждением программы, а также за исполнением указанных в ней мероприятий и их результативностью, производят как эксплуатирующие организации, так и непосредственно сами предприятия, осуществляющие хозяйственную деятельность в сфере использования атомной энергии. Данное требование затрагивает как общие, так и частные программы.

Разработать и согласовать рассматриваемый документ требуется до начала эксплуатации ОИАЭ. Всегда стоит иметь ввиду, что он должен учитывать специфику использования предприятием атомной энергии, а также действующие в Российской Федерации нормы и правила.

Одну программу для нескольких объектов, либо для нескольких видов деятельности в области использования атомной энергии, требуется согласовать в составе формируемой на объекте ПОК.

Пересмотр документа необходимо производить не реже одного раза в 5 лет, что объясняется возможностью перспективного развития предприятия. Как правило, такое развитие связано с изменением технологии, перечня выпускаемой продукции или расширением видов предоставляемых услуг. Пункт о периодичность пересмотра в обязательном порядке включается в содержание.

Кому доверить разработку ПОК?

Поскольку главной целью данного документа является обеспечение безопасности на ОИАЭ, соответственно, его разработка требует выполнения значительного объема работы, в основе которого лежит глубокий анализ документации предприятия, применяемой технологии и используемого оборудования.

Обработать такой объем информации, выявить слабые места в технологическом процессе, указать необходимые мероприятия по их устранению и перспективному совершенствованию системы качества и обеспечения безопасности, способны только высококвалифицированные специалисты, имеющие богатый опыт выполнения данного вида работ. Соответственно, в данной ситуации лучшим вариантом станет обращение к услугам специализированных коммерческих организаций, профессионально занимающихся разработкой данного вида документации для предприятий различной специфики использования атомной энергии.

Стоимость такой услуги составит от 60 тысяч рублей, а сроки ее оказания займут от 5 дней. При определении сроков разработки и расчета стоимости работ в каждом случае применяется индивидуальный подход. Это объясняется различием используемых способов применения атомной энергии, различием технологических процессов и масштабов производственной деятельности.

Требования к содержанию.

Формирование содержания рассматриваемого вида документации производится в соответствии с требованиями НП-090-11.

Так, в составе общей ПОК указывается область распространения ее действия и требования, предъявляемые к частным ПОК (в случае их наличия).

Для частных Программ также требуется указать:

  • область распространения (с учетом специфики деятельности, которую охватывает действие формируемого документа, и требований общей Программы)
  • основания для разработки;
  • перечень связующих элементов (при их наличии);
  • перечень дополнительных требований, предъявляемых к подрядчикам.

При наличии на предприятии утвержденной и функционирующей системы менеджмента качества (в том числе международной), сведения о ней требуется кратко изложить в составе рассматриваемой документации. К таким сведениям относятся:

  • область применения системы качества;
  • перечень применяемых процедур;
  • данные полученного сертификата соответствия с указанием его срока действия.

Первое, что необходимо включить в соответствии с требованиями НП-090-11, это сведения о политике предприятия в области качества.

В данный раздел могут войти такие данные, как:

  • область применения, в которой указывается перечень работ или услуг, на которые распространяется действие;
  • основания для составления;
  • требования, предъявляемые к системе качества привлекаемых к работам на объекте подрядных организаций;
  • распределение ответственности за организацию отдельных процедур, процессов и мероприятий;
  • используемые при формировании текста документа термины, определения, условные обозначения;
  • общие положения на которые ориентируется объект при определении собственной структуры контроля качества.

Следующим разделом приводятся данные о принятой системе управления персоналом, задействованным в выполнении работ на ОИАЭ. В разделе дается обоснование количества привлекаемых работников, описание системы обеспечения безопасности, сведения об уровне квалификации и периодичности аттестации специалистов, ведении соответствующей документации и записей.

В разделе, описывающем систему управления документацией, требуется осветить:

  • перечень действующих процедур;
  • порядок их учета, согласования, корректировки и хранения;
  • порядок ведения записей;
  • перечень применяемой нормативно-технической документации.
  • соблюдения требований законодательных норм и правил;
  • общего процесса проектирования;
  • корректировки сведений проектной документации.

В разделе, посвященном управлению закупками, приводятся условия, опираясь на которые производится:

  • выбор организаций, привлекаемых к работам на ОИАЭ;
  • анализ документации приобретаемого оборудования;
  • анализ полноты надзора и испытаний в отношении приобретаемого оборудования;
  • входной контроль и приемка оборудования и комплектующих.

Обязательными разделами рассматриваемого документа выступают сведения об используемых на объекте методических указаниях, применяемом метрологическом и программном обеспечении.

Одним из наиболее важных разделов выступает описание способов надзора за надежностью элементов производственного процесса и обеспечением безопасности на ОИАЭ.

Последний раздел посвящен организации на объекте проверок эффективности функционирования внедренной системы и результативности разработанных мероприятий и процедур.

Согласование программы обеспечения качества.

Сведения о согласовании в обязательном порядке отражаются в составе содержания документа. Для этого в него включается лист согласования и утверждения. На листе указываются подписи лиц, осуществляющих его разработку, согласование, утверждение. Подписи ставятся с расшифровкой, указанием должности сотрудника и соответствующей ее внесению датой.

Согласовывается документ только с заказчиком, утверждается и вводится в действие в строительно-монтажной организации до начала осуществления деятельности на объекте использования атомной энергии.

Ответственность.

В случае несоблюдения норм и правил, установленных для объектов, использующих атомную энергию, возникает административная ответственность согласно статье 9.5 КоАП.

В соответствии с ее содержанием, размер штрафных санкций может составить от 200 до 300 тысяч рублей в отношении самого предприятия, и от 20 до 30 тысяч рублей для ответственных лиц, которые также могут быть дисквалифицированы на срок до одного года.

Операция Контролируемый параметр Вид контроля/ Документ
Отливка корпуса 1. Контроль внешнего вида Выборка из 10 шт. с каждого пресса, каждые 4 ч (по 1 шт. с каждой единицы формующего
2. Контроль толщины дна корпуса
3. Отклонение от плоскости горизонтальной части наружной поверхности корпуса оборудования) М 04.01.02, М 04.01.03,
4. Контроль массы корпуса М 04.01.04
Зачистка корпуса 1. Контроль внешнего вида Выборка из 8 шт. с каждой пескоструйной машины, каждые 4 ч М 04.01.02
Фрезерование корпуса 1. Контроль внешнего вида Выборка из 3 шт. с каждого станка, каждые 4 ч М 04.01.02, М 04.01.04, М 04.01.05
2. Контроль посадочных размеров корпуса по калибрам (высота корпуса, внешний и внутренний диаметры)

Приложение 9

Блок-схема «Процесса закупки» с указанием ответственных и входящих (исходящих) документов


Приложение 10

ТАБЛИЦА ОЦЕНКИ ПОСТАВЩИКОВ

Поставляемое сырье и вспомогательные материалы:

Перечень первичных характеристик (показателей) поставщиков Номер поставщика
1. КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ
1.1. Выполнение требований ГОСТ, ТУ к продукции
1.2. Выполнение требований ГОСТ, ТУ к расфасовке, таре, упаковке, маркировке
1.3. Выполнение дополнительных требований заказчика
1.4. Стабильность качества продукции
1.5. Наличие сертифицированной системы качества
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
2.1. Цена и ценовая политика
2.2. Географическое положение (расходы на транспорт и таможенные услуги)
2.3. Вид поставок (предоплата -1, оплата по факту - 2, кредитная линия - 3)
3. УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСТАВОК И СЕРВИС
3.1. Своевременность поставок
3.2. Сроки и система заключения заказа
3.3. Готовность к изменению сроков и объемов поставок
3.4. Замена бракованной продукции
3.5. Оперативность реакции на претензии
4. ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ И ЛОЯЛЬНОСТЬ ПОСТАВЩИКА
4.1. Готовность к длительному сотрудничеству по договорам с гарантией качества
4.2. Готовность к повышению качества продукции

Поставщик № 1 (название)___________ Оценка______ %



Поставщик № 2 ____________________ Оценка______ %

Поставщик № 3 ___________________ Оценка________ %

Поставщик № 4 ____________________ Оценка________ %

АТТЕСТОВАНЫ ПОСТАВЩИКИ №_______________________________

Менеджер по закупкам Начальник отдела снабжения

__________________ (Фамилия И.О.) _____________________ (Фамилия И.О.)

«_______ »_________________ 200__ г. «_______ »_________________ 200___ г.


Приложение 11

Протокол внутренней проверки №____ от «__ »_______ 200__ г.

Аудит плановый / внеплановый из-за:_______________________________________________

указать причину внепланового аудита

Раздел Название раздела Оценка Примечание
4.2 Требования к документации
5 Ответственность руководства - - - -
5.1 Обязательства руководства
5.2 Ориентация на заказчика
5.3 Политика в области качества
5.4 Планирование
5.5 Ответственность, полномочия и взаимосвязь
5.6 Анализ со стороны руководства
6 Управление ресурсами - - - -
6.1 Обеспечение ресурсами
6.2 Человеческие ресурсы
6.3 Инфраструктура
6.4 Производственная среда
7 Проведение процесса - - - -
7.1 Планирование процесса
7.2 Проведение процесса
7.3 Идентификация и прослеживаемость
7.4 Сохранность продукции
7.5 Управление КИиИ оборудованием

394________________________________ ВВ. Репин, В.Г. Елиферов. Процессныйподходкуправлению

Раздел Название раздела Оценка Примечание
8 Измерение, анализ и улучшения - - - -
8.1 Статистические методы
8.2 Мониторинг и измерения
8.3 Управление несоответствующей продукцией
8.4 Анализ данных
8.5 Улучшения - - - -
8.5.2 Корректирующие действия
8.5.3 Предупреждающие действия
Итого: количество ответов по столбцам
Количество баллов по столбцам
Фактическое количество баллов / Возможное количество баллов / Итоговая оценка:

Примечание. 3 балла - документация соответствует требованиям процесса и СМК и полностью выполняется;

2 балла - документация соответствует требованиям процесса и СМК, но выполняется не полностью;

1 балл - документация неполностью соответствует требованиям процесса и СМК и не выполняется; О баллов - документация не соответствует требованиям процесса и СМК.

Главный эксперт-аудитор Начальник______________________________

проверяемого подразделения

____________ (_____________) (__________________)

«___ »_________ 200___ Г. «______ »_________________ 200 Г.

Аудиторы _____________


Приложение 12

УТВЕРЖДАЮ

Начальник подразделения

Фамилия И.О.

«____ »___________ 200___ г.

ПРОТОКОЛ АНАЛИЗА ОТКЛОНЕНИЯ №______ .

1. Исходная информация. Дата_________ Место__________ Подразделение_____________

Сведения об аналогичных случаях__________________________________________________

2. Результаты анализа__________________________________________________________

3. Указания по продукции______________________________________________________

4. Корректирующие действия целесообразны?_________ (да/нет)_______________ (__________)

подпись (Фамилия И.О.)

5. Корректирующие действия/указания по продукции «Утверждаю»______________ (__________)

подпись (Фамилия И.О.)

6. Проверку эффективности провести: Дата____________ Способ и ответственный_____________


396__________________________ В.В. Репин, В.Г. Елиферов. Процессный подход к управлению

7. Проверка эффективности проведена: Дата____________ Результат_________________

8. Дополнительные корректирующие действия необходимы?________________________________

_________________________________________________ (____________________)

подпись (Фамилия И.О.)

Указания по продукции и корректирующие действия согласованы:
___________________ (___________) ____________________________ (_____________)

подпись (Фамилия И.О.) подпись (Фамилия И.О.)

_________________ (______________) __________________________________ (________________)

подпись (Фамилия И. О.) подпись (Фамилия И. О.)


Приложение 13 Глоссарий

Бизнес-процесс - устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных ви­дов деятельности (последовательность работ), которая по определенной технологии пре­образует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя.

Владелец бизнес-процесса - должностное лицо, которое имеет в своем распоряжении персонал, инфраструктуру, программное и аппаратное обеспечение, информацию о биз­нес-процессе, управляет ходом бизнес-процесса и несет ответственность за результаты и эффективность бизнес-процесса.

Вход бизнес-процесса - ресурс, необходимый для выполнения бизнес-процесса.

Выход бизнес-процесса - результат (продукт, услуга) выполнения бизнес-процесса.

Документооборот - система документального обеспечения деятельности предприятия.

Заказчик - должностное лицо, имеющее ресурсы и полномочия для принятия реше­ния о проведении работ по описанию, регламентации или аудиту (проверке) бизнес-процесса.

Методология (формат, нотация) создания модели бизнес-процесса - совокупность способов, при помощи которых объекты реального мира (например, деятельность орга­низации) и связи между ними представляются в виде модели.

Моделирование бизнес-процессов - отражение субъективного видения реально суще­ствующих в организации бизнес-процессов в виде модели.

Модель - графическое, табличное, текстовое, символьное описание бизнес-процес­са либо их взаимосвязанная совокупность.

Модель «как есть» (от «as is» - англ.) - модель бизнес-процесса, построенная на основе субъективного видения существующего в организации бизнес-процесса.

Операция (работа) - часть бизнес-процесса.

Показатели бизнес-процесса - количественные и/или качественные параметры, ха­рактеризующие бизнес-процесс и его результат.

Показатели эффективности бизнес-процесса (ПЭ) - параметры бизнес-процесса, ха­рактеризующие взаимоотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами.

Показатели продукта (услуги) (ПП) - параметры продукта бизнес-процесса.

Показатели (данные) удовлетворенности клиента (потребителя) (ДУК) - параметры удовлетворенности клиента.

Поставщик - субъект, предоставляющий ресурсы.


398___________________________ В.В. Репин, В.Г. Елиферов, Процессныйподходкуправлению

Потребитель (клиент) - субъект, получающий результат бизнес-процесса. Потре­битель может быть:

а) внутренний - находящийся в организации и в ходе своей деятельности использу-

ющий результаты (выходы) предыдущего бизнес-процесса;

б) внешний - находящийся за пределами организации и использующий или потреб­
ляющий результат деятельности (выход) организации.

Процесс - см. бизнес-процесс.

Процессный подход к управлению организацией - подход, основанный на формирова­нии сети бизнес-процессов организации и последующего управления этими процессами по методике PDCA (Plan - Do - Check - Act), включая мониторинг удовлетвореннос­ти клиентов и внутренний аудит процессов.

Регламент бизнес-процесса - документ, описывающий последовательность опера­ций, ответственность, порядок взаимодействия исполнителей и порядок принятия ре­шений по улучшениям.

Ресурсы - информация (документы, файлы), финансы, материалы, персонал, обо­рудование, инфраструктура, среда, программное обеспечение, необходимые для выпол­нения бизнес-процесса.

Сеть бизнес-процессов организации - совокупность взаимосвязанных и взаимодей­ствующих бизнес-процессов, включающих функции, выполняемые в подразделениях организации.

Функция - направление деятельности элемента организационной структуры, пред­ставляющее собой совокупность однородных операций, выполняемых на постоянной основе.

Требования и рекомендации к частным программам обеспечения качества
  1. Общие требования к частным программам обеспечения качества

      Требования к частным программам разработаны на основе НП-090 «Требования к программам обеспечения качества для объектов использования атомной энергии» с учетом РД ЭО 1.1.2.25.1077 «Требования к содержанию и порядок разработки Общей программы обеспечения качества атомной станции» и ТПРГ 1.2.6.9.0091 «Типовая Общая программа обеспечения качества для объекта использования атомной энергии ОАО «Концерн Росэнергоатом».

      Настоящие требования устанавливают цели, основные принципы, требования к структуре, содержанию, порядку разработки, согласования и утверждения частных программ обеспечения качества на различных этапах жизненного цикла ОИАЭ, включая лицензируемые виды деятельности Нововоронежской АЭС и обязательны для всех участников создания, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации ОИАЭ Нововоронежской АЭС (в том числе поставщиков, субпоставщиков, подрядчиков, субподрядчиков).

    1. Требования к техническому содержанию программ обеспечения качества сооружения объектов использования атомной энергии определены РД ЭО 1.1.2.25.0655.

    2. Структура программ обеспечения качества должна соответствовать требованиям НП-090 и настоящей ПОКАС(О). При необходимости допускается разработка дополнительных разделов, приложений. В то же время программа должна описывать все затронутые в НП-090 и настоящей программе вопросы. В случае отсутствия описания какой-либо деятельности при одобрении программ или проведении проверок должны быть даны необходимые обоснования и разъяснения и сделана запись о выявленном несоответствии.

    3. Эксплуатирующей организацией и организациями, осуществляющими деятельность, влияющую на безопасность ОИАЭ, на отдельных этапах жизненного цикла ОИАЭ и (или) при осуществлении лицензируемого вида деятельности в области использования атомной энергии должны быть разработаны (пересмотрены) следующие основные частные ПОК:


  • ПОК(П) - программа обеспечения качества при проектировании ОИАЭ/АЭС/ блока АЭС;

  • ПОК(РУ) - программа обеспечения качества при разработке реакторной установки для ОИАЭ/блока АЭС;

  • ПОК(Р) - программа обеспечения качества при разработке оборудования, изделий и систем, важных для безопасности ОИАЭ/АЭС/блока АЭС;

  • ПОК(И) - программа обеспечения качества при изготовлении оборудования, изделий и систем, важных для безопасности ОИАЭ/АЭС/блока АЭС;

  • ПОК(С) - программа обеспечения качества при сооружении ОИАЭ/АЭС/блока АЭС;

  • ПОКАС(ВЭ) - программа обеспечения качества при вводе в эксплуатацию ОИАЭ/блока АЭС;

  • ПОКАС(Э) - программа обеспечения качества при эксплуатации ОИАЭ/АЭС/блока АЭС;

  • ПОКАС(ВвЭ) - программа обеспечения качества при выводе из эксплуатации ОИАЭ/блока АЭС;

  • частная программа обеспечения качества при эксплуатации пункта хранения ядерных материалов – отдельно стоящего хранилища отработавшего топлива (ОСХОТ);

  • частная программа обеспечения качества при эксплуатации хранилища твердых радиоактивных отходов для временного хранения 10000 контейнеров с РАО (ХТРО);

  • ПОКАС(Р) – частная программа обеспечения качества при разработке конструкторской документации на изделия для ремонта и модернизации оборудования энергоблоков Нововоронежской АЭС;

  • ПОКАС(И) – частная программа обеспечения качества при изготовлении изделий для ремонта и модернизации оборудования энергоблоков Нововоронежской АЭС;

  • частная программа обеспечения качества при использовании ядерных материалов и/или радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в защитной («горячей») камере блока №1 Нововоронежской АЭС.
Частную программу обеспечения качества при проектировании энергоблоков №1 и №2 Нововоронежской АЭС-2 ПОК(П) разрабатывает генеральный проектировщик Нововоронежской АЭС-2 – АО «Атомэнергопроект».

Частную программу обеспечения качества при разработке реакторной установки для энергоблока №1 и №2 Нововоронежской АЭС-2 ПОК(РУ) разрабатывает главный конструктор РУ – ОКБ «Гидропресс».

Частную программу обеспечения качества при разработке оборудования, изделий и систем, важных для безопасности Нововоронежской АЭС ПОК(Р) разрабатывает предприятие – разработчик оборудования.

Частную программу обеспечения качества при изготовлении оборудования, изделий и систем, важных для безопасности Нововоронежской АЭС ПОК(И) разрабатывает предприятие – изготовитель оборудования.

Частную программу обеспечения качества при сооружении энергоблоков №1 и №2 Нововоронежской АЭС-2 ПОК(С) разрабатывает генеральный подрядчик по строительству АЭС-2 – АО «Атомэнергопроект».

Частную программу обеспечения качества при вводе энергоблоков №1 и №2 Нововоронежской АЭС-2 в эксплуатацию ПОКАС(ВЭ) разрабатывает Нововоронежская АЭС.

Частную программу обеспечения качества при эксплуатации энергоблоков Нововоронежской АЭС ПОКАС(Э) разрабатывает Нововоронежская АЭС.

Частные программы обеспечения качества на этапах выводе из эксплуатации энергоблоков Нововоронежской АЭС ПОКАС(ВвЭ) разрабатывает Нововоронежская АЭС и филиал АО «Концерн Росэнергоатом» Опытно-демонстрационный инженерный центр по выводу из эксплуатации.

Частную программу обеспечения качества при эксплуатации пункта хранения ядерных материалов – отдельно стоящего хранилища отработавшего топлива (ОСХОТ) разрабатывает Нововоронежская АЭС.

Частную программу обеспечения качества при эксплуатации хранилища твердых радиоактивных отходов для временного хранения 10000 контейнеров с РАО (ХТРО) разрабатывает Нововоронежская АЭС.

Частную программу обеспечения качества при разработке конструкторской документации на изделия для ремонта и модернизации оборудования энергоблоков ПОКАС(Р) Нововоронежской АЭС разрабатывает Нововоронежская АЭС.

Частную программу обеспечения качества при изготовлении изделий для ремонта и модернизации оборудования энергоблоков Нововоронежской АЭС разрабатывает ПОКАС(И) Нововоронежская АЭС.

Примечание - Требования к ПОК(ВП) не предусматриваются в настоящей версии ПОКАС(О), т.к. этап выбора площадки для Нововоронежской АЭС завершен.

Другие частные программы обеспечения качества на выполняемые работы и предоставляемые услуги, разрабатываются поставщиками этих работ и услуг, с учетом требований НП 090 и данной ПОКАС(О).

      1. Эксплуатирующая организация осуществляет согласование, контроль за выполнением и оценку результативности выполнения ПОК организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги для эксплуатирующей организации.

      2. Организация, осуществляющая деятельность в области использования атомной энергии, должна осуществлять:


  • организацию разработки, утверждение, ввод в действие, выполнение, проверку выполнения и оценку результативности своей частной ПОК;

  • согласование, контроль за выполнением и оценку результативности выполнения частных ПОК своих подрядных организаций.

        Допустимость разработки одной ПОК для нескольких видов деятельности в области использования атомной энергии в отношении одного или нескольких ОИАЭ, на которых осуществляется указанная деятельность, а также допустимость разработки одной частной ПОК при проектировании (конструировании) и (или) при изготовлении ряда изделий, поставляемых на ОИАЭ, или при выполнении работ (предоставлении услуг) на различных ОИАЭ должна быть обоснована в соответствующей ПОК.

      1. Частная ПОК должна быть утверждена и введена в действие в организации до начала осуществления деятельности в области использования атомной энергии, на которую она распространяется, и должна устанавливать порядок ее пересмотра (не реже 1 раза в 5 лет) и внесения в нее необходимых изменений и дополнений.

      2. При функционировании в организации-разработчике ПОК системы менеджмента качества (СМК) или интегрированной системы менеджмента, разработанной в соответствии с положениями национальных и (или) международных стандартов, ПОК должна содержать краткую информацию о СМК (включая область ее применения, сведения о сертификате соответствия СМК установленным требованиям, сроке его действия, ссылки на документированные процедуры СМК, используемые при разработке и выполнении ПОК).

      3. Содержащиеся в ПОК организационно-технические и другие мероприятия по обеспечению качества должны основываться на дифференцированном подходе, учитывающем классификации систем (элементов) и сооружений ОИАЭ по их влиянию на безопасность ОИАЭ в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии.

      4. Организация, выполняющая работы, на которые распространяется ПОК, разрабатывает ПОК с целью обеспечения уверенности в том, что работы удовлетворяют требованиям, установленным в технических регламентах, ФНП, проектной и конструкторской документации, технологической документации, эксплуатационной и ремонтной документации, общей ПОК для ОИАЭ, договоре (контракте), национальных стандартах, стандартах организаций, строительных нормах и правилах, а также в других нормативно-технических документах.

      5. Основная (содержательная) часть частных программ для каждого этапа жизненного цикла ОИАЭ (АЭС) должна содержать следующие разделы:

1) введение;

  • область применения;

  • нормативные ссылки;

  • термины и определения;

  • сокращения;
2) политика в области качества;

3) организационная деятельность;

4) управление персоналом;

5) управление документацией;

6) контроль проектирования (конструирования);

7) управление закупками оборудования, комплектующих изделий, материалов, полуфабрикатов и программных средств, а также предоставляемых услуг;

8) производственная деятельность;

9) метрологическое обеспечение;

10) обеспечение качества программных средств и расчетных методик;

11) обеспечение надежности;

12) управление несоответствиями;

13) аудиты (проверки).

Состав и содержание разделов ПОК могут быть изменены (дополнены) в зависимости от характера деятельности, осуществляемой в организации.

      1. В указанных разделах этих частных программ обеспечения качества должны быть приведены описания порядка выполнения соответствующей деятельности с учетом существующей организационной структуры, распределения обязанностей и ответственности между должностными лицами и подразделениями, действующей НД, установленным взаимоотношениям.

При этом по каждому разделу при описании порядка выполнения соответствующей деятельности необходимо приводить ссылки на документы (процедуры), использованные при разработке приведенных в ПОК мероприятий и применять сокращения, полное наименования которых приведены в соответствующем разделе (подразделе) или по тексту программы.