Windows

Методическое сообщение на тему: "Информационные технологии в музыкальном образовании". Музыкальная педагогика и тенденции её дальнейшего развития Новые технологии и музыка

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Определение понятия инновационной деятельности и ее составляющие. Изучение роли современных Интернет-технологий в библиотечной деятельности на примере Центральной детской библиотеки. Веб-квест как одна из форм привлечения читателей в библиотеку.

    курсовая работа , добавлен 20.08.2017

    Основные задачи современных библиотек и развитие информационных технологий. Агрессивные способы рекламы и продаж, манипулятивные стратегии отдельных участников рынка. Комплектование библиотек как стабильная и перспективная сфера книжного бизнеса.

    курсовая работа , добавлен 01.05.2011

    Перспективы внедрения PR-технологий в учреждениях культурно-досуговой сферы. Использование возможностей сети Интернет для рекламы. Привлечение ресурсов с помощью веб-сайта. Применение новых технологий для работы с фотографиями, киноматериалами, музыкой.

    реферат , добавлен 17.07.2012

    Общая характеристика деятельности библиотеки. Проблематика пропаганды музыкального искусства. Мероприятия библиотеки в вопросах пропаганды музыкального искусства. Взаимоиспользование фондов музыкальной литературы и нотных изданий библиотечных учреждений.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2014

    Виды библиотечных инноваций. Информационные запросы пользователя. Использование технических средств. Объекты библиотечных инноваций. Сервисы сети Интернет. Структура управления библиотекой и их структурные изменения. Web-сайт МБУК "ЦБС" г. Ноябрьска.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2016

    Сеть Интернет как средство общения многих людей. Особенности молодежного сленга в Интернете как стиля современного русского языка в виртуальном пространстве. Сетевой язык как новый стиль онлайнового общения. Причины возникновения и использования сленга.

    презентация , добавлен 07.10.2016

    История развития английского музыкального театра, формирование творческой личности Бенджамина Бриттена. Драматургия опер "Питер Граймс", "Поругание Лукреции", "Альберт Херринг". Проблема синтеза национальной традиции и интернационального эклектизма.

    курсовая работа , добавлен 12.04.2012

    Продюсирование, его виды и характерные особенности. "Раскрутка" как одно из основных понятии продюсирования. Возникновение конфликтов внутри творческого коллектива. Характеристика группы "Bad holiday" как пример коммерческого музыкального коллектива.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2016

Аннотация: В статье рассматриваются музыкально-компьютерные технологии в образовательной системе на примере работы одноимённой учебно-методической лаборатории Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена (Санкт-Петербург). Междисциплинарная сфера профессиональной деятельности связана с созданием и применением специализированных музыкальных программно-аппаратных средств и знаниями как в музыке, так и в области информатики. А реализация концепции музыкально-компьютерного образования педагога-музыканта осуществляется через основные образовательные программы системы профессиональной подготовки, систему дополнительного образования, профессиональное развитие педагогов и их методическую поддержку в Интернете. Кроме того, учебно-методическая лаборатория "Музыкально-компьютерные технологии" занимается научной деятельностью: это, прежде всего, специализированные исследования в данной области педагогики и проведение международных конференций.

Abstract: The article deals with musically-computer technology in the educational system on example of the Educational and Methodical Laboratory at the Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg. Interdisciplinary field of professional activities relates to the creation and application of specialized music software and hardware tools and the knowledges in music and informatics. A realization of the concept of musical-computer education in preparing music teachers is through basic educational programs of vocational training, supplementary education, professional development of teachers and methodical support via Internet. In addition, the laboratory Music & Computer Technologies engaged in scientific activity: it is, above all, specialized researches in the field of pedagogy and international conferences.

Музыка является одной из граней постижения духовной содержательности мира, его красоты, отражающейся в звучании. Кроме того, звучание музыки воспринимается человеком как особое информационное пространство. Информатика и информационные технологии сегодня затрагивают различные области, в том числе музыкальное творчество и педагогику. Как функционируют информационные технологии в звуковом (и, в целом, семантическом) пространстве музыки - этот вопрос стал предметом внимания музыкантов-педагогов и представителей других специальностей в связи с формированием новых творческих перспектив музыкальной деятельности, ведь познание тайн звукообразования, звукотворчества, богатства тембрового и акустического воздействия музыки даёт дополнительный стимул к художественному новаторству.

На рубеже ХХ и XXI веков в музыкальном творчестве и педагогике появилось новое направление, обусловленное быстрым развитием индустрии электронных музыкальных инструментов: от простейших синтезаторов до мощных музыкальных компьютеров. В современном электронном музыкальном инструментарии наиболее полно и совершенно воплотились веками накопленные информационные технологии музыки и искусства музицирования [ ]. Поэтому новая междисциплинарная сфера профессиональной деятельности, связанная с созданием и применением специализированных музыкальных программно-аппаратных средств - музыкально-компьютерные технологий1 (далее - МКТ) - требует знаний и умений как в музыкальной области, так и в области информатики.

1 Понятие используется в различных музыкальных областях (творчество, образование, производство медиа). Так, в Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена (Санкт-Петербург) разработан, лицензирован и в 2004 году внедрён в педагогический процесс профессионально-образовательный профиль подготовки бакалавров художественного образования "050610 - Музыкально-компьютерные технологии".

Во многих учебных заведениях мира музыкантам преподаются элементы МКТ: Institut de recherche et coordination acoustique/musique (IRCAM ) и Centre d’Etudes Mathématiques et Automatique Musicales (CEMAMu ) в Париже; Center for Computer Research in Music and Acoustics (CCRMA ) Стенфордского университета; San Diego Supercomputer Center (SDSC ) Калифорнийского университета; Научно-исследовательский центр музыкально-компьютерных технологий Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и др. Тенденции развития МКТ в общем и профессиональном музыкальном образовании, разнообразные сферы их применения и широкая востребованность позволяют говорить о появлении феномена новой образовательной творческой среды, основными компонентами которой являются: музыкальный компьютер как необходимый элемент аппаратно-инструментальной базы и программное обеспечение музыкально-компьютерного образовательного комплекса; методическая система, позволяющая органично использовать компьютерные технологии на всех этапах и во всех направлениях музыкально-образовательного процесса (МКТ - динамично развивающаяся образовательная среда, требующая постоянной разработки новых учебных программ и курсов, адаптированных к современным социальным запросам и соответствующих уровню развития данных технологий) [ ; ; ; ].

В частности, в 2002 году в Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена была создана учебно-методическая лаборатория (УМЛ) "Музыкально-компьютерные технологии" (http://muslab.spb.ru), которая развивает как собственно музыкальное и информационно-технологическое образование, так и затрагивает социальные аспекты процесса информатизации образования в целом. Задачами, поставленными лабораторией, стали: разработка нового образовательного направления (в общем и специальном музыкальном образовании); реализация методической системы музыкально-компьютерного педагогического образования на разных ступенях обучения, которые отражают содержание, формы и методы использования МКТ в профессиональном, общем и инклюзивном музыкальном образовании; внедрение IT-технологий в музыкально-образовательный процесс.2

2 В рабочую группу УМЛ "Музыкально-компьютерные технологии" входят музыканты и программисты: Ирина Горбунова, Геннадий Белов, Нина Бергер, Алексей Горельченко, Сергей Чибирёв, Андреас Камерис, Пётр Родионов, Алексей Воронов, Елена Бажукова, Юлия Киселёва, Людмила Романенко, Ольга Праздничных и др.

Главное направление работы лаборатории - учебная деятельность. Реализация концепции музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта осуществляется через основные образовательные программы системы профессиональной подготовки, систему дополнительного образования, профессиональное развитие педагогов и их методическую поддержку во всемирной Сети. Так, сотрудниками лаборатории для студентов факультетов музыки разработаны занятия по многим специализированным дисциплинам3 . Реализация инновационной образовательной системы осуществляется и через дополнительное образование: программы профессиональной переподготовки, а также программы повышения квалификации и программы курсовой подготовки.

3 "Компьютерная музыка", "История электронной музыки", "Технологии и методики обучения (по дисциплинам профильной подготовки: музыкально-компьютерные технологии)", "Архитектоника звука", "Основы студийной звукозаписи", "Информационные технологии в музыке", "Технология музыкальных стилей", "Основы композиции, инструментоведение и компьютерная аранжировка", "Оркестровка традиционная и компьютерная", "Технологии студийной звукозаписи", "Методика и практика обучения электронной композиции и аранжировке", "Методика обучения игре на электронном музыкальном инструменте", "Стандартное программное обеспечение профессиональной деятельности музыканта", "Традиционное и электронное инструментноведение", "Музыкальный компьютер", "Основной электронный музыкальный инструмент", "Дополнительный музыкальный инструмент (электронный) ", "Электронный синтезатор", "Электронный ансамбль", "Музыкально-компьютерный практикум". Даже для студентов факультета коррекционной педагогики (отделение сурдопедагогики) разработаны и проводятся занятия по программам цикла дисциплин "Музыкально-компьютерные технологии реабилитации людей с ограниченными возможностями слуха".



Принципы, положенные в основу создания методической системы лаборатории, являются фундаментом для различных видов профессиональной деятельности как музыкантов, работающих с МКТ (звукорежиссура, цифровая звукозапись, саунд-дизайн, саунд-продюсирование, исполнение на синтезаторах и MIDI-инструментах и пр.), так и программистов-разработчиков в области электронных музыкальных систем. Эта система построена на основе использования специализированного программного обеспечения и специально оборудованного класса, и связана с индивидуально-групповой формой проведения занятий (важным компонентом здесь является ансамблевая игра: творческая эстетическая активность имеет высокий развивающий потенциал).

На основе предлагаемой сотрудниками лаборатории методической системы были созданы программы повышения квалификации4 . Для всех желающих проводится курсовое обучение по программам: "Интенсивный курс игры на клавишных инструментах (музыкальный компьютер и синтезатор)", "Компьютерная аранжировка и композиция", "Современная студия звукозаписи и работа в ней", "Оформление нотных изданий на компьютере" и др.

4 Для преподавателей музыки детских дошкольных учреждений - "Инновационные методы и технологии музыкального развития детей дошкольного возраста на основе музыкально-компьютерных технологий". Для учителей музыки общеобразовательных школ и преподавателей ДМШ и ДШИ: "Музыкально-компьютерные технологии", "Методика преподавания музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий", "Компьютерное музыкальное творчество", "Методика преподавания электронных музыкальных инструментов", "Аранжировка музыки на электронных музыкальных инструментах" и др.

Реализация концепции также предусматривает профессиональное развитие педагогов музыки и их методическую поддержку в Интернете. Разработанная коллективом авторов методическая система делает доступным общение широкого контингента учащихся (как будущих профессионалов, так и любителей) с музыкой в интерактивном режиме. За последние 10 лет была организована и проведена широкомасштабная апробация разработанной комплексной инновационной образовательной системы для различных ступеней образования, в частности в пилотных регионах России (многие учебные комплексы разработаны, внедрены и апробированы совместно с санкт-петербургской компьютерной студией "Март" при поддержке Национального фонда подготовки кадров). Так, внедрены в образовательный процесс: инновационный учебно-методический комплекс (ИУМК) "Музыка и информатика", 1-4 классы; учебно-методический комплекс (УМК) "Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта)", 9-11 классы; информационные источники сложной структуры (ИИСС) и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) "Музыка в цифровом пространстве", 5-9 классы; "Звук и музыка в мультимедиа системах", 8-11 классы; система инклюзивного образования (равные возможности получения музыкального образования и реабилитация детей с ограниченными возможностями). Ресурсы находятся в свободном доступе в Сети (в настоящий момент абсолютно все созданные лабораторией продукты являются открытыми).

Например, ИИСС "Музыка в цифровом пространстве" - это практический курс освоения области знаний, формирующий навыки и умения по использованию новых музыкальных компьютерных технологий в музыкальной образовании и последующей творческой деятельности (представление нового материала на уроке и самостоятельная творческая деятельность учащихся). ИИСС содержит комплекс следующих обучающих ресурсов:
- коллекцию информационных источников (систематизированных в базе данных), включающую тексты, иллюстрации, аудио- и видеофрагменты, анимации (при необходимости) и пр., снабженных удобной навигацией для поиска необходимых материалов и их отбора с целью дальнейшего использования;
- модели уроков (готовые "лекции"), которые предлагают авторские варианты изложения теоретических материалов, а также заданий и творческих работ;
- инструментальные средства по отбору и поддержанию собственных траекторий уроков (формируются на основе ресурсов, представленных в коллекции ИИСС и, возможно, с использованием ресурсов, найденных или подготовленных учителем самостоятельно);
- комплект методических материалов, описывающих методы работы с ресурсной базой и моделями уроков, представленными в ИИСС, а также инструкции (или ссылки на соответствующие печатные и электронные издания) по использованию программ, предназначенных для работы с цифровой музыкой.

Учитель с помощью данного цифрового курса может решать педагогические и методические задачи: выбирать для сопровождения урока готовую "лекцию" и адаптировать её под собственные педагогические задачи (исключая или добавляя необходимые ресурсы); создавать собственную траекторию урока, используя материалы коллекции ресурсов и дополнительные материалы, собранные самостоятельно; отбирать практические и творческие задания для выполнения их на уроке или для домашней работы; организовать диалог на уроке с помощью заранее подобранной коллекции ресурсов. А ученик получает возможность использовать материалы коллекции ресурсов для выполнения заданий учителей, создавать собственные творческие проекты на основе изученного материала и предлагаемых методик по работе с цифровой музыкой, а также самостоятельного повышения уровня знаний и развития творческих способностей. Таким образом, ИИСС выступает в роли организатора диалога между учителем и учеником в процессе изучения и осознания особенностей музыкально-культурного пространства.5

5 Внедрение данного ИИСС в образовательный процесс способствует: улучшению качества освоения ряда традиционных музыкальных дисциплин, таких как классическая музыкальная литература, сольфеджио, композиция, аранжировка и др.; значительному расширению круга теоретических и практических представлений учащихся о современных формах музыки как вида искусства и о технологиях её создания; формированию новых художественно-эстетических представлений о компьютерной и электронной музыке; знакомству с новыми жанрами и направлениями в компьютерной и электронной музыке; приобретению знаний о возможностях использования музыкального компьютера для школьного музыкального творчества (компьютерной аранжировки, композиции, студийной работы и пр.); расширению представлений о новейших направлениях в музыке, связанных с новыми компьютерными технологиями; формированию знаний в области электронного звука и системных представлений о перспективах развития музыкального искусства в целом; формированию потребности учащихся в музыкальном образовании, в том числе с использованием музыкального компьютера; расширению возможностей профессиональной ориентации учащихся в области музыкально-компьютерных технологий.

Использование ИИСС в повседневной учебной деятельности позволяет: предоставить учащимся возможность приобрести практические навыки владения музыкальным компьютером как новым музыкальным инструментом; освоить новые знания и умения (в том числе и начальные профессиональные) через музыкально-практическую деятельность на уроках; получить представление об акустических возможностях музыкального компьютера, особенностях компьютерной инструментовки, работе в современной цифровой студии звукозаписи и т. д. Для решения этих задач разработано электронное пособие, состоящее из двух основных разделов.

Первый раздел "На пути к музыкальному компьютеру" предлагает информацию и структуру уроков по темам, посвящённым музыкальному творчеству в традиционном и компьютерном представлении. Данный раздел включает уроки по следующим темам:
- Музыка как информация (музыкальное искусство представляет собой специфический звуковой язык. Постижению различных форм и аспектов информативности музыкального языка посвящается данная тема);
- Музыкальные инструменты - от тетивы до синтезатора (рассказ о развитии музыкального инструментария в его исторической эволюции, а также о специфических особенностях и возможностях акустических и электронных музыкальных инструментов).

Второй раздел "Компьютерные уроки композиции и аранжировки" посвящён изучению и применению на практике существующих компьютерных программ по созданию и обработке цифровой музыки. Этот раздел включает:
- Сочинение как музыкальное программирование (изучение компонентов музыкального языка в непосредственной работе с ними);
- "Из Моцарта нам что-нибудь…" (знакомство с основами композиции на примере музыкальной классики);
- Сочинение шаг за шагом (практические занятия по сочинению и аранжировке в простейших формах и различных жанровых преломлениях);
- Звук и музыка в мультимедиа системах (многообразие проявления музыкальных цифровых технологий в различных видах искусств);
- Музыка без границ (практикум поиска музыкальной информации в сети, звукового оформления сайта Интернет, дистанционного общения учителя и ученика в процессе музыкального обучения).

Применение ИИСС в учебном процессе решает ряд актуальных для современного образования задач. Среди них: расширение источников получения знания, в том числе использование информационных возможностей Интернета (в форме домашней или факультативной работы); снижение нагрузки на учителя при подготовке к занятиям за счёт активизации творческого начала и индивидуальности его деятельности (создание собственных учебных траекторий); увеличение мотивировки получения знания от учеников за счёт введения в традиционные подходы изучения музыки компьютерных технологий и опоры на потребности личности в творческой самореализации; получение учеником опыта сотворчества с учителем и товарищами через разнообразные формы коллективной работы в освоении учебного материала.

Учебный процесс сопровождается научной деятельностью сотрудников лаборатории, которая осуществляется в рамках различных направлений. В частности, проводятся фундаментальные исследования по темам "Разработка концептуальных основ внедрения информационных технологий в музыкальное образование" и "Формирование информационной компетентности современного музыканта на основе музыкально-компьютерных технологий", защищены кандидатские диссертации, посвящённые функционированию музыкально-компьютерных технологий в музыкально-образовательном процессе, музыкальном творчестве, информационным технологиям в музыке и музыкальном образовании, компьютерному моделированию элементов музыкального творчества (И. В. Заболотская, С. В. Чибирёв, А. Камерис, А. В. Горельченко, Э. В. Кибиткина, М. Ю. Чёрная, С. Ю. Привалова и др.).

УМЛ "Музыкально-компьютерные технологии" организует и проводит ряд конференций, семинаров, участвует в выставках. Наиболее масштабные проекты здесь: постоянно действующий городской семинар "Новые информационные технологии в современном музыкальном образовании и творчестве", с докладами в рамках которого выступали композиторы, а также учёные из ряда университетов России и мира (Великобритания, Польша, США); ежегодная Международная научно-практическая конференция "Музыкально-компьютерные технологии в системе современного образования", которая проводится сотрудниками лаборатории совместно с различными учреждениями Санкт-Петербурга с 2008 года; ежегодная Международная научно-практическая конференция "Современное музыкальное образование", проводимая совместно с Санкт-Петербургской государственной консерваторией имени Н. А. Римского-Корсакова с 2002 года6 .

6 Тематика конференции (2012): актуальные проблемы музыкального образования в системе целостного художественного образования; проблемы профессионального музыкального образования; электронные музыкальные инструменты; новые тенденции в системе общего и специального музыкального образования; новые информационные технологии в музыкальном образовании и творчестве; компьютерная музыка; музыкальная информатика; музыкально-компьютерные технологии в начальном музыкальном образовании (ДМШ, ДШИ, лицеи); медиамузыка; теория музыки в современной музыкальной практике; компьютерное музыкальное творчество; проблемы реализации государственных стандартов в области музыки в школьном образовании.

Это требует, с одной стороны, подготовки музыкантов, разбирающихся в современных мультимедийных технологиях. С другой стороны, очевидна необходимость подготовки специалистов технического профиля, имеющих основы общего музыкального образования и владеющих знаниями в области программирования звука, звукового синтеза, аудио-инжиниринга, звукотембрального программирования, моделирования музыкально-творческих процессов, а также владеющих технологиями студийной звукозаписи и компьютерными программами, - то есть специалистов, способных заниматься моделированием как одним из методов объективного исследования музыкального творчества [ ; ]. Этим объясняется создание специальных, ориентированных на широкую аудиторию обучаемых, учебных курсов и учебных пособий, позволяющих на доступном уровне изложить принципы работы музыкального компьютера и электронного музыкального инструмента [ ; ; ; ].

Многогранность, глобальная применимость электронной и компьютерной музыки дают новые, по сути, безграничные возможности самореализации, стимулируют стремительное развитие интеллекта, поднимая обучение на новый уровень. Совместимость электронной музыки с традиционными музыкальными технологиями создаёт условия для преемственности музыкальных эпох и стилей, их взаимопроникновения и синтеза, укрепляя интерес к музыкальной культуре в целом. Успех в современном использовании подобных систем лежит в интеграции всех компьютерных возможностей (символьный и численный интерфейс, встроенная графика, музыка, мультипликация, анимация, базы и банки данных и т. д.).

Список литературы

  1. Беличенко В. В., Горбунова И. Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий в обучении информатике музыканта (в условиях перехода на новые образовательные стандарты): Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. 220 с.
  2. Горбунова И. Б. Информационные технологии в музыке: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, Т. 1. 2009. 175 с.; Т. 2. 2010. 210 с.; Т. 3. 2011. 399 с.
  3. Горбунова И. Б. Музыкальный звук: Монография. СПб.: СОЮЗ, 2006. 165 с.
  4. Горбунова И. Б. Музыкальный компьютер: Монография. СПб.: СОЮЗ, 2007. 400 с.
  5. Горбунова И. Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2004. № 4 (9). С. 123-138.
  6. Горбунова И. Б., Заливадный М. С., Кибиткина Э. В. Музыкальное программирование: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. 195 с.
  7. Горбунова И. Б., Камерис А. Концепция музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. 160 с.
  8. Горбунова И. Б., Привалова С. Ю. Музыкальный инструмент для каждого ребёнка. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. 117 с. . St. Petersburg: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2011. 220 p. (In Russian).
  9. Gorbunova I. B. Informatsionnye tekhnologii v muzyke . St. Petersburg: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2009, vol. 1. 175 p.; 2010, vol. 2. 210 p.; 2011, vol. 3. 399 p. (In Russian).
  10. Gorbunova I. B. Muzykal"niy zvuk . St. Petersburg: SOYuZ, 2006. 165 p. (In Russian).
  11. Gorbunova I. B. Muzykal"niy komp"yuter . St. Petersburg: SOYuZ, 2007. 400 p. (In Russian).
  12. Gorbunova I. B. Fenomen muzykal"no-komp"yuternykh tekhnologiy kak novaya obrazovatel"naya tvorcheskaya sreda. In Izvestiya RGPU im. A. I. Gertsena , 2004, no. 4 (9), pp. 123-138. (In Russian).
  13. Gorbunova I. B., Zalivadniy M. S., Kibitkina E. V. Muzykal"noe programmirovanie . St. Petersburg: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2012. 195 p. (In Russian).
  14. Gorbunova I. B., Kameris A. Kontseptsiya muzykal"no-komp"yuternogo obrazovaniya v podgotovke pedagoga-muzykanta

    Горбунова И. Б. Музыкально-компьютерные технологии: лаборатория // ЭНЖ "Медиамузыка". № 1 (2012)..html

1

Статья посвящена такой актуальной проблеме профессионального образования, как использование информационных технологий в структуре современного музыкального образования. Данные технологии рассматриваются как возможный инструмент разрешения противоречий между необходимостью оптимизации процесса музыкального обучения с помощью внедрения информационных, информационно-коммуникативных и компьютерных технологий и отсутствием теоретического и методического обоснования их использования в современном музыкальном образовании. В данной статье проблема использования информационных технологий в процессе обучения музыке проанализирована с позиций философии, педагогики и психологии. Автором были выделены основные направления развития процесса интеграции традиционного и дистанционного видов обучения музыке, выявлены основные причины недостаточного использования компьютерных методов музыкального обучения, а также было определено место процесса дистанционного музыкального обучения в проблематике современной науки.

информационно-коммуникативные технологии

современное музыкальное образование

педагогические технологии дистанционного обучения

дистанционное обучение музыке

информационные технологии

1. Бершадский А.М., Кревский И.Г. Дистанционное и открытое образование: проблемы и перспективы // Интеграция образования. - 2002. - №2/3. - С. 99-105.

2. Вербицкий А. А. Психолого-педагогические проблемы перестройки деятельности в компьютерном обучении // ЭВМ и проблемы музыкального образования. - Новосибирск, 1989. – С. 15-23.

3. Гершунский Б. С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. - М.: Педагогика, 1987. - 263с.

4. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке: учеб. пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. – Т. 3. - 399 с.

5. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2004. - №4 (9). - С. 123-138.

6. Дьяченко Н. Г. Технические средства обучения в системе комплексного воспитания музыканта (к постановке проблемы): дис. ... канд. искусствоведения. - Л.: 1983. - 200 с.

7. Заболотская И. В. Новые информационные технологии в музыкальном образовании: дис. ...канд. пед. наук. - СПб.: 2000. -196 с.

8. Ключкова Е.Ю. Основные направления процесса интеграции дистанционного и традиционного музыкального образования // Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве: материалы V Международной научно-практической конференции (г. Москва, 13 марта 2014 г.). - М., 2014. - С. 39-42.

9. Рапацкая Л.А. Музыкальное образование в университете: традиции и инновации // Высшее образование в России. - 2011. - №6. - С. 84-90

Активное развитие различных видов техники, в том числе и компьютерной, начавшееся в середине XX века и охватившее все сферы деятельности человека, теперь является неотъемлемой частью действительности. Электронные технологии используются повсеместно, в науке и культуре, в быту и при организации досуга. В музыкальной педагогике подобные методики появились только в последние десятилетия, однако они уже приобрели большое значение в сфере творческой деятельности, что не могло не отразиться на учебных планах различных профильных заведений, где стали внедряться курсы музыкальной информатики и электронной музыки для композиторов. Также стали возникать компьютерные классы в музыкальных школах, сформировались такие направления, как звукозапись для звукорежиссеров, саунд-дизайнеров, звукотехников и звукооператоров. Во многих частных музыкальных школах ведутся занятия для концертных и радио DJ(ди-джеев). Также активно, особенно в последнее время, обсуждается вопрос формирования самостоятельной формы дистанционного музыкального обучения.

Следует отметить, что музыкально-педагогический процесс изначально весьма консервативен. Это объясняется тем, что методика преподавания, особенно исполнительских дисциплин, складывалась и выверялась на протяжении многих десятков, а то и сотен лет. Традиции и опыт многих авторитетных педагогов, зафиксированные в авторских методиках, определяют устойчивость форм и видов обучения, репертуара, взаимодействия между учителем и учениками. Однако все вышесказанное совершенно не означает, что в музыкальной педагогике не происходит никакого развития. Имеется в виду всего лишь определенная устойчивость и преемственность традиций, основанных на эмпирически обусловленных методах работы. Особенно это касается представителей исполнительского направления музыкальной деятельности, которые являются подавляющим большинством среди всех обучающихся музыке .

С данным фактом связаны и формы обучения, так как исполнительские навыки передаются через личный контакт с педагогом в процессе индивидуальных занятий, а не при помощи лекций, предназначенных для широкой аудитории. Поэтому ограничиться разработкой методических руководств по овладению инструментом невозможно, как не представляется реальным подменить различными рекомендациями процесс живого общения с педагогом по специальности. Именно в этом заключено самое главное отличие музыкально-педагогического процесса от других форм организации обучения, принятых в других учебных заведениях гуманитарного направления.

Однако, в музыкальной деятельности есть ряд дисциплин (например, теоретические и историко-теоретические дисциплины) которые не предъявляют строгих методических требований к организации учебного процесса. Именно с этим связан тот факт, что первые комплексы по развитию слуховых навыков и чувства ритма, компьютерные программы и дистанционные курсы были разработаны в США по предметам «Элементарная теория музыки», «История музыки», «Сольфеджио» (Дж. Эванс, Р. Глейзер и Л. Е. Хомм и др.). В этом же направлении работали педагоги различных учебных заведений, среди которых ведущие музыкальные и музыкально-педагогические ВУЗы страны.

Стоит отметить, что, несмотря на активное внедрение методов дистанционного обучения в музыкально-педагогический процесс, отношение к этому в среде преподавателей весьма неоднозначное. Определенное негативное отношение к компьютеризации музыкальной сферы деятельности человека связан не только с общим консерватизмом музыкально-педагогических устоев, но и с рядом проблем, связанных с организацией процесса формы обучения на расстоянии. Для успешного получения знаний и овладения умениями и навыками необходимо выполнение ряда педагогических условий, которые являются обязательными для успешного учебного процесса, таких, как наличие оборудования у всех участников, владение навыками работы с компьютером и сетью Интернет. Перед руководством учебного заведения всех уровней, как правило, встают вопросы: кого, чему и как обучать при внедрении дистанционной формы обучения?

Во многих профильных музыкальных учебных заведениях России уже сейчас существует разновидность дистанционной формы обучения в виде мастер-классов. Однако, данная форма получения информации носит разовый характер и, как правило, очень ограничена по времени. Для представителей отдельных направлений, например, для звукорежиссеров, существуют курсы повышения квалификации как с получением дипломов и сертификатов, так и без таковых. Отдельных полноценных факультетов удаленного музыкального обучения в России пока не существует, хотя основы законодательного урегулирования системы дистанционного образования были зафиксированы впервые в 1995 г. Целым рядом законодательных актов, в которых были прописаны основные понятия, цели и задачи, связанные с дистанционной формой обучения. Основным же документом, регламентирующим применение новых технологий в образовательной сфере, на данный момент является Федеральный Закон Российской Федерации №11-ФЗ, который регулирует изменения в части применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. В данном законе впервые были зафиксированы основные определения, касающиеся применения электронных ресурсов в обучении и неконтактных образовательных технологий. Данный документ является полноценной законодательной основой и открывает возможность для организации дистанционного обучения в учебных заведениях любого уровня .

Однако, несмотря на радужные перспективы, связанные с государственной поддержкой дистанционного образования во всех сферах науки, по-прежнему остается открытым вопрос, чему можно учить при помощи данной формы организации педагогического процесса?

Анализируя программы дистанционного обучения в России и за рубежом, можно сделать вывод, что данная форма используется, прежде всего, в тех специальностях, где основой являются не практические навыки, а теоретические знания. Программ, связанных, например, с искусством, медициной или спортом очень мало, так как в процессе передачи практических навыков без непосредственного контакта возникает ряд проблем, в том числе экономических. Что же касается уже существующих программ, то отсутствует необходимая статистика успешности применения не отдельных технических программ, а самостоятельной формы удаленного обучения. По сути, единственным в мире аккредитованным музыкальным заведением, осуществляющим полноценный процесс дистанционного обучения музыке, в том числе и по исполнительскому направлению, является колледж «Беркли-online», который ежегодно выпускает десятки дипломированных музыкантов во всем мире, обучавшихся по программе удаленного обучения. Во многих музыкальных учебных учреждениях развиваются отдельные виды дистанционного обучения, такие, как тиражирование DVD или CD дисков с записями лекций, концертов, мастер-классов, видеоконференции, внедрение обучающих сред типа MOODLE в рамках преподавания теоретических дисциплин. Особое распространение Интернет-технологии получили среди студентов музыкальных учебных заведений в связи с возможностью просмотра и анализа концертных записей выдающихся музыкантов прошлых лет, которые со временем приобрели не только эстетическое, но и воспитательное обучающее воздействие.

Однако, следует отметить, что, несмотря на существенные плюсы дистанционного музыкального образования, многие педагоги по-прежнему относятся к данной форме обучения настороженно. Это связано, в первую очередь, с тем, что для использования компьютера и информационных технологий в обучении, необходимо обладать определенными знаниями, умениями и навыкам в технической области или постоянно взаимодействовать со специалистом в данной сфере. При этом педагог должен осознавать реальные возможности электроники в рамках музыкального обучения, отдавать себе отчет в том, насколько успешным будет применение методов дистанционного обучения в учебно-методической работе, владеть навыками составления алгоритмов компьютерных обучающих программ, обладать знаниями в области оптимизации предоставления компьютерной информации. Именно с этими факторами связана сложность в организации самого процесса получения музыкального образования в удаленной форме. Педагоги многих учебных заведений, занимающиеся данной тематикой, задаются вопросом, как именно осуществить внедрение удаленных форм обучения в образовательный процесс .

Ментюков А.П., считает, что единственную и наиболее эффективную возможность использования различных вариантов дистанционного обучения предоставляет на данный момент разработка методических пособий по дисциплинам исторического и теоретического цикла и их активное распространение через сеть Интернет. При этом должны учитываться пожелания будущих абитуриентов, студентов, уже обучающихся в учебных заведениях или самостоятельно, а также должна учитываться перспектива использования этого контента в образовательном процессе.

На сегодняшний день только два учебных заведения в России имеют на своих Интернет-сайтах разделы, в которых представлены материалы, предназначенные для получения дистанционного образования - это колледж им. Гнесиных и Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки. Это связано с тем, что область удаленного музыкального обучения еще находится в стадии развития, учебные электронные пособия и авторские видеоматериалы педагогов только создаются. В первую очередь разработка компьютерных обучающих программ затрагивает теоретические дисциплины, такие, как элементарная теория музыки, гармония, полифония, история музыки и некоторые другие.

Подобную картину можно наблюдать не только в России, но и в большом количестве других стран, хотя во многих учреждениях существует возможность компьютерного обучения, но, как правило, она ограничивается доступом к ресурсам нотной библиотеки, архиву аудио и видеозаписей, тестам самоконтроля, как это было осуществлено, к примеру, в Массачусетском Технологическом институте или в Йельском университете.

Если приводить конкретные примеры, то среди зарубежных разработок, посвященных дистанционному музыкальному обучению, можно выделить несколько наиболее интересных и популярных компьютерных программ и интернет-ресурсов (ViolinLab, Ear-Master, MusicwareExplorer, SingingTutor), которые можно рассматривать в качестве технического средства обучения, помогающего в получении знаний, формировании общих музыкальных и специальных умений и навыков. Самой известной из перечисленных программ является «EarMaster» («Мастер развития слуха»). Данная программа предназначена для развития музыкального слуха и чувства ритма и используется на начальных этапах обучения музыке в частных музыкальных школах. Если говорить об обучении игре на инструментах, то для дистанционной формы используется чаще всего гитара. В качестве наглядного примера можно рассмотреть музыкальную обучающую программу «GuitarHero». Красивая графика, привлекательное в тембровом отношении звучание инструмента и простота изучения нот в виде табулатур делают данную программу весьма популярной у начинающих. Принцип работы подобных программ построен на воспроизведении записи мелодии или пьесы и графическом изображении расположения нот на грифе и времени их нажатия.

Также существует множество программ для написания и редактирования нот (Finale, Sibelius, GuitarPro, Score), работы с аудиофайлами (SoundForge, Cakewalk и др.), звукозаписи (ProTools, Cubase, Nuendo и др.). Данные программы в соответствии с образовательными стандартами, принятыми в России, теперь входят в учебный план дисциплины «Музыкальная информатика» .

Несмотря на низкий уровень использования компьютерных технологий в музыкальном педагогическом процессе, развитие в данной отрасли продолжается. Об этом свидетельствует появление курсов музыкальной информатики и электронной композиции, которые преподаются не представителями технических наук, а музыкантами. Популяризация звукорежиссуры тоже способствует повышенному вниманию к компьютеру со стороны музыкантов. Также позитивно влияет на процесс развития дистанционного образования модернизация индустрии музыкальных инструментов. Огромный выбор синтезаторов, электрогитар, электронных барабанных установок, электроскрипок и др. также вызывает интерес в музыкальной среде и требует определенной методики преподавания. Именно в этой отрасли преподавания основ игры на электроинструментах и происходит основное развитие дистанционных форм образования в виде видео-уроков, курсов лекций, записанных на диски, компьютерных программ, предназначенных для создания табулатур (например, GuitarPro), online-занятий при помощи программы Skype и др..

В заключение следует отметить, что актуальность внедрения методов дистанционного обучения в систему музыкального образования тесно связана с общей ситуацией в современной педагогике, ориентированной на развитие и укрепление межпредметных связей, среди которых наиболее активно развивается взаимодействие с техническими направлениями и средой компьютерных технологий. Также очевиден тот факт, что электронная музыка постепенно привлекает все больше внимания со стороны профессиональных музыкантов и композиторов, как в академической среде, так и в других музыкальных стилевых направлениях. Отдельно следует сказать, что наличие определенных проблем в художественном воспитании подрастающего поколения подталкивает к поиску различных решений, учитывающих современные технологии, окружающие учеников в их повседневной жизни.

Рецензенты:

Рапацкая Л.А., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой музыкознания и музыкального образования ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова», г. Москва;

Немыкина И.Н., д.п.н., профессор кафедры музыкознания и музыкального образования ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова», г. Москва.

Библиографическая ссылка

Ключкова Е.Ю. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=19703 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

должны не только знать основные ресурсы, необходимые для профессиональной деятельности обучаемых специалистов, но и уметь работать с технологиями Web.2.0, принимать участие в научных и учебных проектах на основе ресурсов Интернета; знать принципы создания и функционирования персональных веб-страниц, страниц учебного портала вуза. При необходимости они должны изменять и дополнять контент используемых ресурсов.

Однако не все преподаватели в равной степени заинтересованы в системном использовании информационно-коммуникативных ресурсов. Недавно появились термины «цифровые аборигены» (digital natives), т.е. люди, широко использующие цифровые технологии во всех сферах жизни, и «цифровые иммигранты» (digital immigrants), т.е. те, кто в силу разных, особенно возрастных причин, не хочет вникать в суть происходящих перемен. Они очень точно отражают отношение к использованию ИКТ в процессе обучения .

Очень важной проблемой при создании собственного контента на портале или своей странице является авторское право при использовании материалов из бумажных или электронных носителей. Известно, какая серь-

езная борьба ведется сейчас против пиратского использования и нарушения авторских прав. Вместе с тем, использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью, допускается .

Следует подчеркнуть, что в практике обучения иностранному языку многие преподаватели достаточно давно и успешно используют мультимедийные средства, но в данном случае речь идет о создании комплексной системы, распространяющейся на все языковые аспекты и сопровождающей каждого обучаемого от начала до окончания изучения иностранного языка в вузе.

Литература

2. Education First [Электронный ресурс]. URL: www.englishfirst.ru/epi/

3. Костина Е.В. Модель смешанного обучения (blended learning) и ее использование в преподавании иностранных языков // Известия вузов. Сер.: Гуманитарные науки. 2010. С. 141-144.

4. Интернет и право [электронный ресурс]. URL: http://introweb.ru

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Г.Н. Сойкина

В статье обосновывается необходимость освоения информационно-компьютерных технологий в музыкальной педагогике. Рассматриваются новые направления исследований в музыкальной педагогике, среди которых исследования, связанные с информационными технологиями в музыке, изучение роли информационных технологий в музыкальном творчестве, их значения в актуализации творческого потенциала.

Ключевые слова: информационные технологии, музыкальная педагогика.

Современный урок музыки - это урок, в ходе которого применяются современные педагогические технологии, компьютерные технологии, используются электронные музыкальные инструменты. Эта тема интересна мне, так как я сама играю на электроскрипке, регулярно даю концерты для самой разной публики, в том числе для своих учеников и их родителей. Также я занимаюсь созданием видеороликов на различные

музыкальные произведения. Просмотр видеоролика одновременно с прослушиванием музыки помогает лучше проникнуть в ее содержание, способствует пониманию классической музыки.

Урок музыки характеризуется созданием творческой обстановки, так как содержание музыкальных занятий составляют эмоции и их субъективное переживание. Подобное специфическое содержание обуславливает

1. Исследование процессов информатизации системы образования в условиях глобализации

выбор разнообразных методик, видов работы и новых мультимедийных средств.

Компьютер предоставляет широкие возможности в творческом процессе обучения игре на музыкальных инструментах как на профессиональном уровне, так и на уровне любительского творчества.

Музыкальные компьютерные технологии открыли принципиально новый этап технического воспроизводства музыкальной продукции: в нотопечатании, в жанрах прикладной музыки, в средствах звукозаписи, в качественных возможностях звуковоспроизводящей аппаратуры, в театрально-концертной деятельности, в звуковом дизайне и трансляции музыки (в том числе трансляции по Интернету).

Одним из ведущих направлений в области музыкальной педагогики XXI в. выступает знакомство обучающихся с информационно-компьютерными технологиями. Освоение информационно-компьютерных технологий объективно необходимо:

для профессиональной подготовки исполнителей;

для использования как источника вспомогательного учебного материала (справочного, обучающего, редактирующего, звукозаписывающего, звуковоспроизводящего и т.п.).

Компьютерные программы используются в обучении игре на инструментах, в развитии музыкального слуха, в проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, в аранжировке, импровизации, наборе и редактировании нотного текста. Компьютерные программы позволяют определять диапазон инструмента, беглость исполнителя в пассажах, исполнение штрихов и динамических оттенков, артикуляцию и т.п. Кроме того, компьютер позволяет разучивать пьесы с «оркестром». В настоящий момент я занимаюсь подбором минусовок для использования их на уроках специальности с учащимися своего класса.

Следует отметить, что применение компьютерных технологий направлено на индивидуальный характер работы, что в целом отвечает специфике занятий музыкой. Персональный компьютер позволяет варьировать индивидуальный режим работы музыканта, а также объем выполняемой работы.

Музыкальная педагогика в настоящее время открывает для себя новые направления исследований, среди которых:

а) исследования, связанные с информационными технологиями в музыке:

Применение мультимедиа в проектах;

Вопросы компьютерного анализа музыкальных произведений;

Информационный подход к содержанию музыки;

б) изучение роли информационных технологий в музыкальном творчестве, их значения в актуализации творческого потенциала;

в) исследования непосредственного внедрения информационных технологий в музыкальное образование:

практическое освоение компьютерной музыки, нотных редакторов;

использование музыкально-компьютерных технологий и электромузыкальных инструментов в современном образовательном процессе;

г) изучение проблем, касающихся информационной культуры педагога-музыканта:

Оптимальное программное обеспечение профессиональной деятельности;

Информационные технологии в самообразовании музыканта.

Сегодня существуют еще одно немаловажное и актуальное направление в обучении музыки - применение Интернет-технологии.

Цель данной тенденции образования -оптимизация традиционных методов обучения музыке с использованием современных средств информационных технологий. Современные компьютерные телекоммуникации обеспечивают разнообразие учебной информации, упрощают ее поиск, делают более доступной, а также преподносят ее в оригинальном виде. Именно это и отличает современные компьютерные технологии от традиционных средств обучения. Современные компьютерные технологии, включая и интернет-технологии, предполагают разработку и внедрение принципиально новых методических подходов к системе обучения в целом.

При использовании Интернет-технологий форма представления материала обуславливается главным образом конкретным видом занятия, содержанием курса, а также ролью преподавателя.

Музыкально-теоретические дисциплины -важный компонент в обучении музыке. Объектом изучения таких предметов, как «Анализ музыкальных форм», «История музыки» выступают произведения мирового музыкального искусства. Освоения подобного рода дисциплин влечет усвоение большого объема информации, затрагивающей как само произведение, так и сведения о композиторе, эпохе, музыкальных явлениях, также других сферах музыкальной культуры.

Материалами новых методов обучения выступают так называемые мультимедийные образовательные ресурсы. К таким ресурсам относятся: электронные библиотеки, энциклопедии, нотные архивы, музыкальные антологии, виртуальные музеи (в том числе музеи музыкальных инструментов), каталоги обучающих музыкальных программ, электронные пособия, разработанные в виде учебного курса с приложенными к нему тестовыми заданиями. Эти ресурсы могут не только дополнять лекции преподавателя, но и выступать основой для самостоятельного освоения курса по музыкальным историко-теоретиче-

ским дисциплинам. В последнем случае материал должен быть грамотно структурирован и организован. Преподаватель выступает в роли консультанта и контролера усвоенных знаний.

Информационно-образовательные ресурсы на базе Интернет-технологий отличаются формами предоставления материалов, контроля и проверки знаний, взаимодействия преподавателя и ученика.

Программные средства обучения музыке условно можно разделить на следующие группы:

Музыкальные проигрыватели;

Программы для пения караоке;

Музыкальные конструкторы;

Музыкальные энциклопедии;

Обучающие программы; программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки.

Разработка и внедрение в учебный процесс таких информационных ресурсов, включая ресурсы Интернета, существенно расширяет границы обучения, делает его более эффективным и разнообразным.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК УСЛОВИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Е.С. Старко

В данной статье делается вывод о том, что в условиях информационно-образовательной среды вуза большую значимость приобретает тестовый контроль. Это приведет к более эффективной работе, откроет доступ к электронным ресурсам библиотек, даст возможность дистанционной диагностики знаний, подготовки к экзаменам в форме компьютерного тестирования.

Ключевые слова: тестирование, информационно-образовательная среда вуза, дистанционная диагностика знаний.

Информатизация образования представляет собой процесс внедрения достижений информатики и информационных технологий в обучение, управление образованием и научные исследования. Информатизация образования основана на использовании компьютерных средств хранения, переработки и представления информации в разнообразном виде. Заметим, что перечисленные выше основные направления в образовании взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга.

В педагогической и методической литературе выделяются преимущества использо-

вания информационных технологий в условиях информационно-образовательной среды вуза: осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой и оценкой результатов; выполнение самоконтроля и самокоррекции; обеспечение возможности выполнения тренировочных заданий; индивидуализация и дифференциация процесса обучения за счет возможности поэтапного продвижения к цели по содержательным линиям различной сложности; наглядность в демонстрации динамики изучаемых процессов; усиление мотивации обучения за счет изобрази-

Информационные технологии в музыкальном образовании.

В настоящее время современная музыкальная педагогика испытывает значительные преобразования, которые связаны с внедрением в педагогическую практику новых педагогических методов, приемов и форм работы с учащимися. В конце XX и начале XXI века отмечается распространение информационных технологий практически во всех сферах деятельности человека, включая образование. Информационные технологии все более активно используются при изучении большинства учебных дисциплин, происходит информатизация сферы образования.

В результате такого преобразования повышается качество, эффективность и доступность образования. Новые технологии обучения на основе информационных и коммуникационных делают образовательный процесс более интенсивным, повышают скорость восприятия, понимания и, что важно, глубину усвоения большого объема знаний.

В педагогике существует понятие информационной технологии обучения. Это понятие характеризует процесс подготовки и передачи информации обучаемому. Средством осуществления данного процесса выступают компьютерная техника и программные средства. В информационных технологиях обучения выделяются два компонента, служащих для передачи учебной информации:

    технические средства: компьютерная техника и средства связи;

    программные средства, которые могут быть различного назначения.

Педагогические цели применения информационных технологий заключаются:

    в развитии личности (в развитии мышления, эстетического воспитания), формировании информационной культуры;

    в осуществлении общей информационной подготовки пользователя (так называемая «компьютерная грамотность»);

    в интенсификации учебно-воспитательного процесса, что предполагает повышение эффективности и качества обучения, обеспечение мотивов познавательной деятельности.

В настоящее время существует большое количество различных классификаций педагогических программных средств. По методическому назначению педагогическими программными средствами могут выступать:

    компьютерные учебники (уроки);

    программы-тренажеры (репетиторы);

    контролирующие (тесты);

    информационно-справочные (энциклопедии);

    имитационные;

    моделирующие;

    демонстрационные (слайд- или видео-фильмы);

    учебно-игровые;

    досуговые (компьютерные игры: ролевые, логические, спортивные и др. типы).

Применение новых информационных технологий в музыкальном образовании позволяет оптимизировать средства, формы и методы обучения, находить рациональные решения тех или иных учебных задач, выбирать целесообразные пути совершенствования учебного процесса, способствует преодолению ряда трудностей, возникающих при традиционной форме преподавания. Существуют следующие виды компьютерных образовательных программ:

    электронная музыкальная энциклопедия;

    библиотечные информационно-поисковые системы (нотные архивы);

    компьютерные программы контроля знаний.

Музыкальные компьютерные программы способствуют воспитанию художественного мышления музыканта; развитию музыкальных способностей; изучению основных понятий, терминов; формированию практических навыков; творческой деятельности обучающихся.

На сегодняшний день музыкальные компьютерные программы разрабатываются по следующим основным направлениям музыкального обучения: программы, дающие теоретические знания; программы, направленные на развитие слуха; программы по музыкальной литературе; программы, дающие знания и навыки по специальности; программы, развивающие творческие способности; комбинированные программы.

    Программы, дающие теоретические знания. Направлены на усвоение учащимися закономерностей и правил построения музыкальных произведений, основных теоретических понятий. Программы, как правило, содержат игровые и учебные разделы, в которых объясняются многие музыкальные термины, элементы музыкальной грамоты и теории музыки, тестовые задания на определения нот, аккордов и т. д.

    Программы, направленные на развитие слуха, Включают в себя различные тренинги для выработки чистоты интонации, гармонического, мелодического слуха и т. д. Они содержат разновидности слухового диктанта, позволяющего тренироваться в определении нот, интервалов, гамм и т. д. и упражнения с графической фиксацией высоты тона для контроля чистоты интонации.

    Программы по музыкальной литературе . Это могут быть книги, энциклопедии, небольшие иллюстрированные справочники по различным музыкальным произведениям, содержащие набор музыкальных произведений в виде MIDI-файлов, краткие биографии композиторов и музыкантов. Тексты программ по истории музыки и музыкальной литературе иллюстрируются слайдами и репродукциями, фрагментами из музыкальных произведений, видеофрагментами, могут содержать дикторский текст, сопровождаемый слайд-шоу из подобранных музыкальных и художественных произведений и статьи. С помощью таких программ можно познакомиться с творчеством композиторов различных стран и эпох, узнать их биографии, получить информацию о созданной им музыке, узнать о различных жанрах музыкального искусства, знаменитых певцах и музыкантах, о музыкальных инструментах.

    Программы, дающие знания и навыки по специальности . Обеспечивают овладение каким-либо музыкальным инструментом – фортепиано, гитара и пр. (естественно, до определённого уровня).

    Программы, развивающие творческие способности. Как правило, это игровые обучающие программы общеразвивающего направления. С их помощью дети учатся сочинять или, например, составлять как из кубиков, несложные мелодии, играют с разными вариантами ритма, инструментов и создают уже свои композиции.

    Комбинированные программы . Содержат знания по истории, теории музыки, основам композиции. Включают в себя лекции, упражнения, игры, развивают творческие способности.

Новые информационные технологии всё шире применяются в современной музыкальной практике. Появляются новые разновидности электронных музыкальных инструментов (синтезаторы, музыкальные компьютеры). Применение систем мультимедиа в музыкальном образовании позволяет использовать для учебных целей записанные на лазерных компакт-дисках музыкальные энциклопедии, книги, справочники, различные антологии. Современный урок музыки - это урок, в ходе которого применяются современные педагогические технологии, компьютерные технологии, используются электронные музыкальные инструменты. Музыкальные компьютерные технологии также широко применяются во внеурочной и концертной деятельности.

Одним из ведущих направлений в области музыкальной педагогики ХХI века выступает знакомство обучающихся с информационно-компьютерными технологиями. Освоение информационно-компьютерных технологий объективно необходимо как для профессиональной подготовки исполнителей, так и для использования как источника вспомогательного учебного материала (справочного, обучающего, редактирующего, звукозаписывающего, звуковоспроизводящего и т. п.).

Кроме того, внедрение информационных образовательных ресурсов в педагогический процесс требует от педагогов -музыкантов медиакомпетентности, умения обращаться со специальными компьютерными программами, иметь пользовательские навыки работы с информацией, способствует повышению квалификации самого педагога.

Компьютерные программы также используются в обучении игре на инструментах, в развитии музыкального слуха, в проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, в аранжировке, импровизации, наборе и редактирования нотного текста. Компьютерные программы позволяют определять беглость исполнителя в пассажах, исполнение штрихов и динамических оттенков, артикуляцию и т. п. Кроме того, компьютер позволяет разучивать пьесы с «оркестром», позволяют проводить музыкально-слуховой анализ мелодий (тем) произведений в курсе истории музыки. Для многих музыкальных дисциплин компьютер представляется ценным источником библиографических и энциклопедических сведений.

Таким образом, информационные технологии - это неотъемлемый компонент процесса обучения музыке и связанных с ней предметов. Возможности информационных технологий позволяют повысить эффективность обучения в преподавании музыкальных дисциплин. Развитие компьютерных технологий в музыке перспективно, актуально и объективно необходимо. Грамотное и систематическое применение информационных технологий дает обучающимся, преподавателям возможность более эффективного распределения времени для реализации творческого потенциала.

Внедрение новых информационных технологий в практику музыкального образования способствует совершенствованию устоявшихся форм и методов обучения. Новые современные методы обучения призваны реализовывать идеи личностно-ориентированного и развивающего обучения, повышать эффективность и качество учебно – воспитательного процесса.

Современные технологии оказывают положительное педагогическое воздействие на воспитание музыкальной культуры обучающихся, развитие наглядно-образного мышления, музыкальных знаний, умений и навыков, а также благоприятно влияет на развитие творческого, интеллектуального потенциала обучающихся, способствуют усилению мотивации учения.