Windows

Как самому создать виртуальную экскурсию. Как я делал первую виртуальную экскурсию по школе

Тогда же было дано обещание, выпустить материал по созданию виртуального тура из этих самых панорам. Что ж раз пообещал нужно выпускать. Дорогие друзья, в этот пятничный вечер, хочу представить вашему вниманию подробную и максимально простую инструкцию по реализации виртуального 3D тура своими руками.

Для чего и кому вообще нужны виртуальные экскурсии? Начнём с того, что они позволяют отлично передавать атмосферу любого места. Так если вы выбираете учебное заведение для поступления на конкретную специальность, то признайтесь гораздо удобнее вечерком сесть за ноутбук и подробнейшим образом рассмотреть все интересующие лаборатории. У вас появляется возможность без всякого давления разглядеть всё оборудование, которое используют в процессе обучения. 3D тур позволит вам побродить по мастерским, рассмотреть детали и проникнутся соответствующей атмосферой.

Как показывает практика, помимо учебных заведений такие экскурсии востребованы и в других сферах. Все современные рестораны, торговые центры, базы отдыха, гостиницы и другие места, требующие постоянного трафика новых клиентов, стараются как можно скорее обзавестись красивым виртуальным туром на собственном сайте. Интерактивная экскурсия является мощнейшим средством по привлечению новых клиентов. Любая организация, имеющая в распоряжении 3D тур, экономит кучу времени и денег. Так что же нам мешает пополнить список таких организаций и попутно заработать свою копеечку?

Ну как копеечку… В среднем стоимость за 1 качественную панораму у фотографов идёт от 100 долларов и выше. Помножьте эту цифру на количество точек (панорам) в туре. Нехило так получается, правда? Думаю, мотивацию научиться делать виртуальные 3D туры и продвигать их вы получили. Давайте я уже, наконец, продемонстрирую процесс сборки тура. И прежде чем приступить, нам нужно подготовить всё самое необходимое, дабы в дальнейшем не отвлекаться и сконцентрироваться исключительно на создании экскурсии.

Загрузка и установка Panotour Pro

Шаг 1. Скачиваем из Интернета самостоятельно или по ссылке программный продукт Kolor Panotour Pro 2.5.1. В принципе можно пользоваться любой версией выше 2.0. С выходом обновлений интерфейс принципиальных изменений не претерпел. ПОСЛЕ ЗАГРУЗКИ ОТКЛЮЧАЕМ ИНТЕРНЕТ НА КОМПЬЮТЕРЕ И ВЫРУБАЕМ АНТИВИРУС (если этого не сделать, то можно получить кучу проблем с установкой Panotour).

Шаг 2. Запускаем установочный файл, соответствующий разрядности вашей операционной системы и во всех окнах жмём на «Далее».

Шаг 3. На рабочем столе находим ярлык Kolor Panotour Pro 2.5 и запустив программу нажимаем на кнопку «Зарегистрировать».

Шаг 4. В скачанной нами папке с установкой есть файл Serial.txt. Берём из него e-mail и ключ для активации программы.

Шаг 5. Забиваем эти данные в соответствующие поля и жмём «Ок». Если всё сделано, верно, то вы увидите сообщение о том, что регистрация состоялась. Жмём на «Ок» и переходим непосредственно к подготовке графических материалов.

Подготовка графических материалов

Шаг 6. Далее необходимо подготовить склеенные картинки панорам для создания тура. Мы этим уже занимались в одном из выпусков, поэтому если вы вдруг пропустили его, то можете посмотреть весь алгоритм склейки посредством программы PTGui Pro, перейдя по соответствующей ссылке. В контексте данного материала будем подразумевать, что такие картинки у вас уже готовы к работе и сохранены в отдельной папке.

Шаг 7. В этой же папке, кстати, рекомендую вам подготовить схематическую карту той местности или здания тур, по которому, собираетесь реализовывать. Я для примера буду делать тур по одному из этажей техникума, значит, для реализации данной идеи мне понадобится поэтажная схема всего здания.

>>>скачать панорамы и карту из урока <<<

Создание проекта 3D тура

Шаг 8. При выключенном интернете запускаем Kolor Panotour Pro и во вкладке «Tour» выбираем пункт «Add Panorama» (добавить панорамы). В проводнике выбираем наши заранее подготовленные картинки панорам и жмём «Открыть».

Шаг 9. Давайте сразу сохраним и проверим наш проект хотя бы в сыром виде. Для этого в верхнем меню выбираем «File-Save projet As…» и создаём новую папку для сохранения нашего проекта.

Шаг 10. Затем переходим во вкладку «Build» и указываем место расположения готового тура. Я, пожалуй, укажу папку на рабочем столе. После нам необходимо назвать наш тур. Главное, чтобы и папка и название тура были на английском языке, это поможет впоследствии избежать проблем с выкладыванием на сайт. В принципе для создания самого базового виртуального тура из панорам всё готово. Кликаем на «Build tour», ждём завершения сборки и смело нажимаем на кнопочку «Плей».

Шаг 11. Вуаля! Ваш браузер должен автоматически открыть одну из панорам нашего тура. Ничего особенного, но для начала неплохо. В течении следующих десяти минут мы будем работать над доведением нашего тура до готовности и не успокоимся, пока он не станет походить на настоящую интерактивную экскурсию по учебному заведению.

Навигация в виртуальном туре

Шаг 12. Для изменения очерёдности порядка появления панорам в нашем туре переходим во вкладку «Tour» и справа открываем раскрывающееся меню «Order». С помощью мыши перемещаем вверх ту панораму, которая должна первостепенно отображаться в нашей экскурсии. У меня это коридор. Ведь с чего ещё может начинаться путешествие по этажу?

Шаг 13. Теперь неплохо было бы добавить панель навигации. В данной версии программы все подобные фичи разработчики реализовали в виде отельных модулей, которые можно объединять в пресеты. Однако есть и стандартные наборы пресетов. Давайте рассмотрим один из них. Переходим на вкладку «Style» и жмём на кнопку «Load preset…». Затем выбираем из появившегося списка «Kolor iControl». Кликаем на «Load».

Шаг 14. Слева из появившегося списка выбираем «IControl Bar» и выставляем положение навигационной панели по центру. Также можно поиграться с элементами управления. Я обычно оставляю всё по умолчанию, лишь снимаю галочку с кнопки помощи и поддержки и добавляю «Show/hide floorplan». Если есть желание, то можно добавить изюминку в виде особенного цвета кнопок в нашей экскурсии. Допустим, выберу синий.

Шаг 15. Отлично. Теперь давайте объединим наши панорамы по группам. Если мы делаем виртуальный тур по одному зданию, то логичнее всего разделить наши панорамки с кабинетами на этажи. Для этого возвращаемся во вкладку «Tour» и, выделив все изображения, нажимаем правую кнопку. Выбираем «merge in a group», что по-нашему значит – «объединить в группу».

class="eliadunit">

Шаг 17. Не медля возвращаемся к вкладке «Style» и удаляем слева пункт «Panorama Menu» нажав на крестик. Далее справа выбираем из списка «Menu-Panorama Combobox» и кликаем на него два раза левой кнопкой, тем самым добавляя данную фичу в список стилей. Выбрав её слева настраиваем позицию, в которой будут расположены на экране названия кабинетов. Затем задаём настройку, отвечающую за вывод названий групп и самих панорам. Это удобно, когда в здании много этажей.

Добавление точек перехода

Шаг 18. Такс. Сейчас самое сложное. Нужно сделать хотспоты. Хотспоты – это такие точки для переходов между панорамами. Для их добавления нам потребуется перейти во вкладку «Tour» и выбрав первую панораму коридора на панели хотспотов указать на значок «Add polygon». Далее для удобства можно развернуть панораму на весь экран.

Шаг 19. Теперь очень аккуратно выделяем области для переходов. В данном случае это будут двери кабинетов, панорамами которых я в данный момент располагаю.

Шаг 21. Аналогичным образом поступаем с дверьми в самих кабинетах. Они должны непременно вести в коридор.

Поэтажный план с радаром

Шаг 22. В принципе уже не плохо. Но всё ещё не торт. Давайте добавим карту. Не зря же мы подготовили её заранее. Во вкладе «Tour» выбираем «Floor Map» и указываем путь к нашему поэтажному плану. Добавили? Отлично. Теперь пользуясь инструментом «Add Point» наносим на карту точки соответствующие нашему нахождению в пространстве во время фотосессии.

Шаг 23. Не забываем присвоить каждой точке на карте соответствующую локацию. В нашем случае это кабинеты и коридор.

Шаг 24. Так. Теперь нужно этот самый поэтажный план добавить в нашу экскурсию и настроить. Для этого в уже полюбившейся вкладке «Style» добавляем с правой панели пункт «Maps-Floor plan» и выполняем следующие действия. Перво-наперво выберем место расположения на экране и отступ от края. Скажем пикселей 10. Размер карты пускай будет 260 пикселей в ширину и 513 в высоту. К этим показателям я пришёл экспериментальным путём. Обводку контейнера и отступ от рамки до карты сбрасываю на 0. Ибо в данном случае будет смотреться не очень.

Шаг 25. Листаем ниже. И выбираем из раскрывающегося списка «Single floor plan». Это значит, что мы используем один поэтажный план здания, а не несколько. Чуть ниже снимаем галочку с параметра отображения названия нашего плана. В настройках «Spots» задаём для красоты пульсирующую анимацию и включаем параметр отмечающий за отображения названия меток при наведении курсором. Ниже активируем радар и настраиваем для него цветовую гамму. Я как всегда склоняюсь в сторону синего оттенка.

Шаг 26. И последнее в этом пункте это включение функции автоподгона нашего плана под размер контейнера указанный выше. Это очень важный момент. Если про это забыть, то всё будет смотреться криво и косо.

Шаг 27. Всё. Пожалуй, теперь наш виртуальный тур просто шикарен. Давайте сохраним его и посмотрим, что же получилось в итоге. Для этого жмём на кнопку «Собрать тур» и дождавшись сборки кликаем на привычный зелёный значок «Play».

Шаг 28. В итоге у нас открывается наш виртуальный тур. Главное окно содержит удобный плагин меню, для вывода списка всех панорам. Поэтажный план здания с радаром, для лучшей ориентации в большом пространстве. Панель навигации с кнопками, которые позволяют приближать и отдалять изображение, активировать медленное автовращение, включить-выключить показ карты и свернуть всю панель навигации. Для перехода между панорамами удобнее всего пользоваться хотспотами, которые мы выставили на дверях кабинетов. В данном туре у нас 4 панорамы (13, 14, 15 кабинет и коридор), путешествие между которыми не вызывает никаких трудностей, за счёт интуитивно-понятных переходов реализованных посредством дверей в аудиториях.

Публикация тура на сайте

Шаг 29. На этом можно было бы закончить повествование, однако ещё не всё готово. Теперь нам предстоит выложить виртуальную экскурсию на действующий сайт. Для этого перекидываем папку с data файлами тура и HTML файл на хостинг.

В данном коде - это адрес главного файла 3D тура, а параметры width и height отвечают за ширину и высоту контейнера, в котором будет отображаться 3D тур. Если необходимо развернуть панораму на весь экран, то просто киньте на текстовую строчку гиперссылку, ссылающуюся на HTML файл. После вставки на вашей странице появится вот такая замечательная виртуальная экскурсия.

Таким образом, нам удалось сделать полноценную экскурсию по одному этажу нашего образовательного учреждения. Зная данный алгоритм, можно по аналогии реализовать такой тур по всему зданию. Это не сложно. Всё зависит лишь от вашего творческого подхода и не дюжего усердия приложенного в данном направлении.

Уф. Наконец-то я завершил написание данного сюжета. Пожалуй, это самый сложный и затратный по силам материал за последние пол года. На разбор темы ушло целых 2 недели. И всё потому, что более простая версия Panotour 1.8 не заработала не на одном из моих компьютеров. Она ставилась, позволяла создавать туры, но при их открытии вместо красивых панорам я лицезрел чёрный экран. Причём я видел, как другие её с лёгкостью ставили и работали… В отчаянии я перепробовал разные способы установки и удаления, сменил 3 компьютера, но тщетно. Пришлось воспользоваться более новой версией программы. Работа, с которой значительно усложнялась англоязычным интерфейсом и значительной переработкой интерфейса по сравнению с предшественницей.

Однако я не зря потратил время на освоение столь недружелюбной новой версии. Дело в том, что старая позволяла адекватно выводить туры лишь в формате SWF. А, как известно почти все современные браузеры отказываются от поддержки небезопасной технологии Flash и устремляют свой взор в сторону HTML 5. Ведь она помимо плюсов безопасности может адекватно отображать контент на мобильных устройствах. Поэтому ту экскурсию, которые мы с вами сегодня создали можно с лёгкостью посмотреть на смартфоне или планшете. Причём за счёт использования акселерометра смотрится тур в разы интереснее. Полный интерактив и погружение в атмосферу. Поддержка HTML 5 это неоспоримый плюс Panotour 2 версии.

Вообще помимо всего вышесказанного программа позволяет вставлять в тур свой авторский логотип с ссылкой на сайт, добавлять солнечные блики, компас, картинки, кнопки социальных сетей и ещё кучу всего полезного и не очень. Одной из самых классных функций я считаю вставку видео в экраны телевизоров. Смотрится очень круто. Вы поворачиваетесь к телику, а на нём проигрывается видеоролик со звуком. Отворачиваетесь, звук затихает. Просто супер фишка. Однако ссылку на потоковое видео с ютуба программа не поддерживает, а разрешает лишь внедрить видеофайл формата MP4 с вашего компьютера. Если учесть, что основную массу всё-таки интересует не запись экскурсии на флешку, а публикация её в сети интернет, то оживление телевизора можно назвать функцией временно бесполезной, но очень перспективной.

В общем если захотите изучить программу более подробно, то обязательно сделайте это. Создание и продажа 3D туров даже в крупных городах всё ещё остаётся довольно прибыльным бизнесом. На сегодня это всё. Друзья, вы находитесь на блоге . Если статья была полезной, то поделитесь ею с друзьями. Ну а если она полный отстой и я зря потратил 2 недели на изучение данной темы, то не скупитесь. Напишите об этом в комментариях, чтобы я больше не пилил подобную годноту. Желаю всем улётных выходных и до встречи через неделю. Как всегда. Каждую пятницу. Свежий выпуск. Не пропусти!

class="eliadunit">

Время, которого многие ждали почти год, пришло. Сессия сдана, с авралами на работе покончено — можно расслабиться хотя бы на пару недель. Впереди летние приключения и масса самых разных впечатлений. Один привезет из далеких стран трофеи-сувениры, другой за короткое время успеет завести приятные знакомства, а кто-то освоит навыки серфингиста и научится «ловить волну». Чем бы вы ни занимались летом, куда бы вы ни отправились, одну вещь вы почти гарантированно возьмете с собой в дорогу — цифровую камеру.

Рассказывая кому-нибудь о том, где вы отдыхали, очень хочется каким-то волшебным образом снова оказаться за сотни километров и лично показать собеседнику, как там было красиво. Фотографии и видео — это хорошо, но они фиксируют лишь часть того, что вас окружало. Показывая снимок, вы заставляете смотреть с определенного ракурса, который может заинтересовать собеседника меньше, чем иные детали, не попавшие в кадр.

Если вы хотите, чтобы снимок той местности, где вы были, не потерял ни единой детали, стоит познакомиться с техникой создания панорам. Да не простых панорам, а круговых.

⇡ Съемка круговых панорам

Для того чтобы создавать панорамы, не нужно ни особого оборудования, ни глубоких познаний в фотографии. Как только вы откроете для себя технику создания панорамных снимков, вы поймете, что до сих пор не осознавали, какими возможностями обладает обычная цифровая камера. Ее потенциал не ограничивается паспортными характеристиками — просто нужно знать, как обойти «ограничения». Современные программные инструменты для склейки отдельных кадров в широкоугольную панораму дают возможность из обычных снимков создавать шедевры в очень высоком разрешении — без видимых швов и с учетом выровненного цветового баланса.

Простейший способ создания панорамных снимков — с помощью специального режима, который имеется практически в любой современной цифровой камере. Работает этот режим в каждом фотоаппарате по-разному: в одних моделях камера на дисплее «подсказывает» край предыдущего снимка, чтобы можно было точнее совместить части панорамы, в других — полностью автоматизирует процесс съемки, а пользователю остается только медленно обвести объективом угол обзора. Конечно, такие снимки лучше делать со штатива, но, если его нет под рукой, съемку вполне можно вести с рук.

Если вы используете для съемки камеру смартфона, имейте в виду, что есть приложения, которые заметно упрощают процесс создания панорамы. Например, в Android 4.2 Jelly Bean возможность съемки круговых панорам реализована по умолчанию. Ну а если такого инструмента или режима по умолчанию нет, можно использовать программное обеспечение сторонних разработчиков. Например, для устройств с Android есть бесплатное приложение Photaf Panorama , которое помогает правильно ориентировать смартфон при съемке, а также склеивает полученные снимки в панораму в автоматическом режиме.

Для устройств с iOS можно посоветовать приложение Cycloramic . С его помощью можно и фотографировать, и склеивать панораму, и создавать виртуальный 3D-тур. Владельцы iPhone 5 могут воспользоваться автоматическим режимом съемки круговой панорамы: нужно поставить смартфон на ровную поверхность, после чего приложение включит режим вибрации и сделает нужное число снимков, всякий раз поворачивая устройство на нужный угол.

⇡ Сборка панорам на компьютере

К сожалению, бесплатных программ для склейки панорам на компьютере не очень много. Один из самых эффективных инструментов — приложение под названием . Эта программа является кроссплатформенной — она может быть установлена на Windows, Fedora, OS X, Ubuntu, Gentoo, FreeBSD.

В качестве альтернативы Hugin можно также посоветовать графический редактор GIMP. Правда, сам по себе он не умеет объединять части многопиксельного снимка, но зато для него существует дополнение Pandora , которое пусть и не очень корректно, но все-таки справляется со своей задачей. Это дополнение представлено в виде файла с расширением.scm. Чтобы GIMP мог работать с ним, нужно скопировать файл в директорию, где хранятся скрипты программы.

Тем же, кто хочет получить максимум удовольствия от процесса создания панорам, мы рекомендуем обратить внимание на программу Kolor Autopano Giga . Без преувеличения можно сказать, что эта программа — одно их лучших средств для создания панорамных снимков.

О достоинствах Autopano Giga можно говорить очень много. В ней есть и универсальный набор для коррекции искажений на результирующем фото, и очень эффективный алгоритм борьбы с «призраками» (следами от движущихся объектов), и использование технологии HDR для выравнивания экспозиции, и возможность ручной коррекции контрольных точек сшивания.

Но самое главное — в подавляющем большинстве случаев Autopano Giga не требует вмешательства в процесс объединения снимков и выдает настолько идеальный результат, что готовая панорама порой даже не требует финальной обработки в графическом редакторе. К тому же Autopano Giga очень эффективно распараллеливает вычисления, благодаря чему приложение очень быстро обрабатывает снимки на многоядерных процессорах.

⇡ Создание интерактивных панорам

Интерактивную панораму можно создать при помощи программы PanoramaStudio Pro . От подобных приложений это отличается возможностью работы с полными сферическими панорамами 360x180 градусов. Также PanoramaStudio Pro может помочь в создании панорам, состоящих из нескольких рядов снимков. Как любое серьезное приложение для работы с панорамными снимками, PanoramaStudio поддерживает автоматическое выравнивание и склейку изображений, коррекцию искажений объектива, а также имеет специальный режим, в котором вручную можно указать ключевые точки для подгонки кадров.

Визуализировав панораму в окне PanoramaStudio Pro, пользователь может выбрать один из вариантов ее сохранения. Программа предлагает сохранить виртуальный тур не только в виде графического файла, но и в разных интерактивных форматах.

PanoramaStudio Pro может сделать интерактивный скринсейвер в формате SCR или сохранить виртуальный тур в формате EXE. Для публикации в Интернете можно выбрать создание интерактивной панорамы на основе Flash. В этом случае программа создаст несколько файлов, которые необходимы для просмотра виртуального тура в браузере. Визуально это выглядит как фрагмент компьютерной игры: используя кнопки навигации или мышь, вы можете «оглядываться», смотреть по сторонам, приближать или отдалять отдельные детали панорамного изображения. При просмотре html-файла можно также переключаться в полноэкранный режим, включать автоматическое воспроизведение.

В виртуальных турах не обязательно использовать одни круговые панорамы. Можно генерировать галереи и из обычных панорам или даже "узких" снимков. Однако следует иметь в виду, что чем меньше угол обзора используемой фотографии, тем менее эффектным получается результат.

⇡ Создание виртуальных туров

Предположим, вы создали целую серию панорамных снимков, сделанных примерно в одном месте. На их основе было создано несколько интерактивных видов. Panotour Pro имеет еще одну полезную функцию: объединение всех этих панорамных «пространств» в интерактивный тур.

Такой тур — это не что иное, как набор панорам, связанных между собой ссылками. Эти ссылки устанавливаются в процессе настройки виртуального тура. Визуально они могут выглядеть как специальные метки на изображении, например в форме маркера, геометрической фигуры или миниатюры картинки. Ссылки могут не только вести пользователя на другой панорамный вид, но и пересылать на адрес сетевого ресурса, загружать какой-нибудь файл и так далее.

Когда виртуальный тур содержит достаточно большое количество панорамных видов, пользователю трудно удержать в памяти все ссылки. Чтобы при генерировании конечного тура не потерять виды по причине отсутствия на них ссылок, удобно использовать карту связей проекта Panotour Pro. Эта карта представляет собой диаграмму с топологией ссылок. На ней показываются используемые панорамы, а стрелками указаны ссылки, ведущие от одной панорамы к другой.

Чтобы увидеть, на какие виды содержит ссылки определенная панорама, необходимо выделить ее миниатюру, после чего отобразятся направления задействованных ссылок. При переходе на определенный «слайд» панорамного тура можно задать ракурс — направление взгляда и угол обзора.

Для управления видом предлагается использовать мышь или кнопки навигации. В настройках Panotour Pro можно выбирать шаблоны для оформления этих элементов навигации, а также добавлять музыкальное сопровождение. Причем не обязательно в свой тур включать именно музыку: например, панораму морского побережья можно украсить шумом прибоя и криками чаек. Шаблоны управления панорамой позволяют использовать функцию полноэкранного просмотра. В этом случае путешествие по виртуальному туру будет максимально реалистичным и комфортным.

Также на панорамное изображение можно добавлять эффект бликов от попадания света в объектив камеры. Если его использовать на ярком участке, например на попавшем в кадр солнце, эффект присутствия усилится. При изменении ракурса внутри виртуальной круговой панорамы блик будет менять направление.

Кстати, интерактивные панорамы и виртуальные туры годятся не только для создания виртуальной прогулки по памятным местам, им можно найти и другое, вполне практическое применение. С их помощью можно, например, создавать наглядные презентации архитектурных проектов, выставочных павильонов, квартир и прочего.

⇡ Заключение

Когда вы вернетесь из путешествий, друзьям будет что показать — сделанных фотографий и отснятого видеоматериала к концу отпуска наберется достаточно. Но как бы профессионально ни была выполнена видеосъемка и сделаны снимки, всех этих маленьких фрагментов летнего счастья будет недостаточно, чтобы передать атмосферу тех мест, где вы побывали. Однако если вы потратите каких-нибудь полчаса и создадите виртуальный тур из сделанных на отдыхе снимков, то сможете не только провести «экскурсию» для знакомых, но и сами еще раз переживете приятные моменты отпуска.

Ну а чтобы почерпнуть вдохновение на создание круговых панорам и виртуальных туров, мы советуем вам посмотреть интерактивные фотоальбомы на сайте 360-vr.net, сделанные профессиональным фотографом Андреем Сальниковым из Санкт-Петербурга. Он покоряет самые красивые вершины мира, фотографирует их и публикует на своем сайте виртуальные туры. С помощью диаграммы восхождения вы можете любоваться панорамными фото, сделанными на разной высоте.

Электронные карты служат хорошими помощниками при проведении дистанционных уроков и могут применяться в обычных классах практически на всех предметах школьного курса. Созданные виртуальные туры позволяют акцентировать внимание обучаемых на определенных моментах урока и делают его более ярким и запоминающимся.

Tour Builder

Описание

Сервис Tour Builder, разработанный Google, позволяет самостоятельно создавать виртуальные экскурсии. Инструмент работает на основе сервиса Google Earth.

Geteach


Описание

Сервис создан на основе приложения Google. Автором приложения является учитель из г. Остина (штат Техас, США) Джош Уильямс.

Принципы работы

Чтобы создать маршрут необходимо выбрать на карте объект, внести его описание и вставить фото. Сервис дает возможность сопоставить две карты, использовать чертежные и измерительные инструменты, метки, технологии Google Street, возможность работать со слоями, можно вставить подобранные карты и фотографии.

Возможность организации групповой работы в сервисе

Групповая работа на сервисе не предусмотрена. Командную работу можно организовать в классе и предложить ученикам собрать материал для создания меток.

Tour Creator

Описание

Сервис Tour Creator создан на основе Google и предназначен для создания виртуальных туров на основе карт Google.

Сервис позволяет за короткое время создать виртуальный тур с использованием фотографий Google Street Map или собственные 360-градусные фотографии. Имеется возможность для создания тура с использованием картонного VR-шлема Google Cardboard и сервиса Expeditions.

Принципы работы

Чтобы начать работу в сервисе необходим аккаунт Google. Перед началом работы по созданию экскурсии необходимо дать описание тура и вставить фото обложки. Сервис позволяет использовать технологии Google Street, имеется возможность добавить на изображение описание отдельных элементов здания или сооружения.

Групповая работа на сервисе не предусмотрена. Командную работу можно организовать в классе и предложить ученикам собрать материал для создания меток.

Примеры работ

TimelineJS manual

Описание

Сервис TimelineJS – генератор интерактивных таймлайнов для web. Сразу после начала создания своего проекта, сервис предложит пользователям подробную инструкцию со скриншотами по работе с инструментарием сервиса. Есть и видеоролик, который покажет все действия пользователя. Сервис многогранный. Мы рассмотрим только создание туров.

Принципы работы


ВКонтакте

Из этой статьи вы узнаете о процессе создания виртуального тура, начиная от планирования и проведения фотосъемки, и заканчивая сборкой тура из 3D панорам.

Этапы создания виртуальных 3D туров

  1. Утверждение точек съемки панорам и их количества
  2. Утверждение дополнительных модификаций для 3D тура
    1. план/карта помещения
    2. всплывающие подсказки
    3. логотип
    4. …. и т.д
  3. Подготовить помещение
  4. Выбрать время и согласовать съемку
    1. Дата (с оглядкой на погоду)
    2. Время
    3. Продолжительность
  5. Снять 3D панорамы
  6. Склеить 3D панорамы
  7. Собрать виртуальный тур
  8. Опубликовать виртуального тура




Первое, что требуется сделать - это выбрать оптимальное количество панорам, из которых будет состоять ваш виртуальный тур и точки их съемки так, чтобы показать локацию наиболее полно и информативно.

Также не забудьте учесть следующие особенности локации:

  1. сложность освещения и наличие зеркал
  2. время, в которое можно провести съемку тура
  3. подготовку помещений
  4. получение необходимых разрешений на фотосъемку от собственников помещения

Из вышеизложенного станет понятно, сколько времени займет съемка и сборка 3D тура.

Подсчет количества панорам и выбор точек съемки

Если помещение не сложной формы и не сильно зонировано, то начерно расставить точки съемки можно на плане помещения.

Когда расставить панорамы на плане нет возможности или помещение очень большое и/или нестандартной формы, панорам очень много и т.п., то для согласования точек съемки потребуется организовать предварительный выезд фотографа. Для заказчика плюсом этого варианта будет возможножность пообщаться с подрядчиком вживую и получить предметные рекомендации по подготовке помещения.

Выбор дополнительных модификаций

Если виртуальный тур предназначен для публикации на сайте заказчика, то в него можно встроить дополнительные модификации:

  1. Индивидуальный дизайн
  2. План/карта локации
  3. Структурированное меню
  4. Подсказки
  5. Кнопки “назад” - “вперед”
  6. Фотографии и фотогалереи
  7. Видео
  8. Видео-переходы между панорамами
  9. Музыка
  10. Каталог товаров
  11. Анимация
  12. Модуль звонка для мобильных устройств

Почти все модификации преследуют одну из целей:

  • сделать навигацию по туру более понятной для пользователя
  • улучшить внешний вид
  • повысить информативность

Доп. модификации для тура требуется выбрать до начала съемок как минимум для того, чтобы рассчитать, сколько времени уйдет на его сборку.

При этом некоторые из доп. модификаций, например, видео-переходы и анимацию не получиться встроить в тур на постобработке, не имея на руках заранее отснятого материала.

Выбор времени съемки

Выбирайте время съемки исходя из проходимости и открытости локации.

Проще всего снимать жилые квартиры, сложнее всего - площади и людные заведения в рабочее время.

Соответственно, планируйте время съемки жилой недвижимости исходя из освещения. А время съемки коммерческих помещений лучше планировать на нерабочее время, с учетом особенностей бизнеса. Если такой возможности нет, то выбирайте интервал так, чтобы в помещении было меньше всего людей - раннее утро или обед, в зависимости от тематики.

Продолжительность съемки

Продолжительность съемки рассчитывайте, учитывая следующие пункты - так как именно они съедают основную часть времени:

  1. фотографу требуется осмотреть локацию (если предварительного выезда не было)
  2. время на подготовку оборудования (собрать/разобрать, сложить/разложить, настроить)
  3. время на финальную подготовку помещений - в большинстве случаев требуется убрать какие-то вещи, упущенные во время уборки, или то, что успели разложить уже после уборки. Также часто требуется чуть-чуть подвинуть или выровнять мебель относительно точек съемки панорам
  4. время на саму съемку панорам - среднее время съемки одной 3D панорамы при обычном комнатном освещении и съемке на зеркальную камеру - около 5 минут, но чем темнее в помещении, тем длиннее выдержка и, соответственно, времени на одну панораму может уйти больше
  5. освещение помещений - в помещении с приглушенным светом съемка займет примерно в два раза больше времени, чем при обычном комнатном освещении - подробнее уточняйте у фотографа, с которым планируете работать.
  6. проходимость помещений - в людных помещениях снимать панорамы довольно долго и проблемно, так как приходится ждать, пока люди выйдут из кадра

Съемка 3D панорам

Выбор оборудования

Кроме условий освещения на время съемки и качество панорам влияет то, какое оборудование использует фотограф.

  1. Это могут быть портативные камеры 360° - панорама делается в один кадр. В этом случае съемка проходит максимально быстро, но качество таких панорам зачастую удручающее.
  2. Профессиональное оборудование - зеркальные фотокамеры или оборудование для сканирования помещений - делается от 5 до 20 кадров с поочередным поворотом и наклоном камеры. Качество изображений в этом случае существенно выше, но и времени это занимает больше.

Выбирайте оборудование, исходя из задачи и бюджета. Портативные камеры можно использовать в ситуациях, когда требуется сделать много панорам в сжатые сроки, а качество для заказчика не принципиально. Если качество изображения для заказчика стоит на первом месте, вам придется использовать профессиональное оборудование.

Трудности съемки

Основная трудность на этапе съемки - это движущиеся объекты: люди, машины, облака.

Если вблизи точки съемки проходит много людей, то приходится делать несколько дублей на каждый кадр для последующего удаления людей на этапе сборки панорам. То же самое и с автомобилями.

Очень неприятный момент - переменная облачность. Для получения качественной панорамы на всех сделанных кадрах должно быть одинаковое освещение, иначе при склейке будут видны границы соседних кадров. Из-за быстро плывущих облаков в солнечный день порой приходится снимать несколько дублей одной и той же панорамы, чтобы избежать проблем на постобработке.

В остальном съемка не несет каких-то особых трудностей и занимает довольно небольшую часть времени от общих времязатрат на создание тура.

Склейка панорам

Склейка 3D панорам из отснятых фотографий - это полностью технический этап. Сборка может осуществляться в полностью автоматическом, полуавтоматическом и в полностью ручном режиме.

Автоматический режим склейки

В основном это касается портативных камер 360°. Склейка панорам происходит автоматически в самой камере сразу после съемки либо в ПО, прилагающемся к этой камере.

Полуавтоматический

Черновой проект панорамы собирается в автоматическом режиме, после чего дорабатывается вручную:

  • Корректируются дефекты неидеальной сборки
  • Выравниваются вертикали
  • Вклеивается пол

На мой взгляд, это наиболее оптимальный вариант склейки - программа делает за нас весомую часть работы, а после внесения ручных коррекций мы получаем идеально собранную панораму без стыков.

Полностью ручная склейка

Используется в сложных случаях, когда на отснятых фотографиях мало высококонтрастных, детализированных объектов и автоматика не может найти реперные точки - маркеры, которые программа расставляет, чтобы соединить одинаковые части изображения на соседних кадрах. В большинстве случаев это помещения с однотонными стенами и потолком.

Обработка 3D панорам

По сложности обработки панорамы обгоняют даже интерьерные фотографии.


Панорамы имеют максимально большой угл обзора и в кадр попадают все источники света и недоэкспонированные зоны, из-за этого изображение имеет слишком большой разброс по яркости.

Почти всегда в панораме присутствуют разные по температуре источники света, например, окно с холодным светом и люстра в гостиной с теплым - это создает отдельные трудности при обработке - свет перемешивается и искажает баланс белого.

Обработка уже склеенных 3D панорам состоит из следующих этапов:

  1. Коррекция яркости и контраста - выравнивается и расширяется баланс яркости изображения, оно делается более натуральным. Источники света не должны превращаться в световые пятна, также не должна страдать детализация в тенях изображения.
  2. Цветокоррекция - в основном это выравнивание температуры различных источников света.
  3. Ретушь - по большей части, это удаление проводов от электротехники и дефектов от естественного износа помещений при эксплуатации - царапины, потертости, пятна, пыль, мусор и т.п..

Сборка 3д тура

Первый способ - простой в освоении

Использование специально созданных для этого программ с графическим интерфейсом, например Panotour или Pano2VR. Программы довольно интуитивны и создание тура в них не требует навыков программирования. Минусом является высокая стоимость таких программ. Цена лицензии Panotour Pro 2.5 на момент написания статьи - 399 €.

Второй способ - трудный но бюджетный и с широким функционалом

“Ручная” сборка тура на движке KRPanо - требует предварительного обучения и навыков программирования, и тоже не бесплатная - стоимость лиценщии на момент написания статьи 129 €. Это более времязатратный, но при этом и более бюджетный вариант с широким функционалом. Сборка тура напрямую в KRPanoбольше возможностей для модернизации и оптимизации 3D тура.

Процесс сборки тура

  1. Добавление 3D панорам
  2. Добавление меню и панели управления
    1. Стандартный шаблон
    2. Индивидуальный дизайн
  3. Расстановка хотспотов - иконки (обычно стрелки) для перехода от одной панорамы к другой
  4. Выставление первоначального направления взгляда в панорамах при выборе ее через меню управления
  5. Выставление направления взгляда при переходе в панораму по хотспоту
  6. Добавление дополнительных модификаций

Публикация 3Д тура

На свой сайт

Это самый простой вариант, тур либо встраивается в отдельную страницу, либо создается кнопка/ссылка на открытие тура в новом окне.

На портал с виртуальными турами

Тут зависит от портала, на одни можно заливать самостоятельно собранные 3D туры, а на других придется отдельно загружать панорамы и собирать тур, используя веб-интерфейс сайта.

На портал или агрегатор недвижимости

Аналогично предыдущему варианту.

В социальных сетях

Вконтакте

Для публикации во Вконтакте используются приложения, созданные специально под него. Здесь нет какого-то готового решения, каждый программист предлагает что-то свое.

Facebook

Аналогично предыдущему варианту, с одним исключением. В Facebook можно публиковать одиночные 3D панорамы, используя встроенный интерфейс соцсети.
Для этого требуется только правильное заполнение метаданных изображения, чтобы Facebook мог распознать панораму и отличить ее от обычной фотографии.

Instagram

Размещение виртуального тура в Instagram возможно только в качестве неуправляемого видео.
3D тур просматривается на компьютере с одновременной записью видео с экрана, после просмотра запись останавливается и получившийся ролик публикуется в Instagram.

Youtube

  1. Аналогично публикации в Instagam
  2. Создается видеоролик 360°, в который вместо видео вставляются изображения панорам с монтажными склейками между ними - просматривается такое видео так же, как как любое видео 360°.

В качестве заключения

Виртуальный тур - это сложная услуга, идеально подходящая для рекламы жилой и коммерческой недвижимости, а также услуг различных специалистов, с ней связанных. Основной сложностью для заказчиков является выбор подрядчика из-за большого количества этапов создания тура и их сложности.

Говорят, сейчас виртуальная экскурсия должна быть на сайте каждой школы. Однако, события, о которых пойдет речь, имели место в далеком 2014-м. Тогда подобной задачи перед учебными заведениями еще не стояло, а я делал самые первые шаги в создании сферических панорам и виртуальных экскурсий. Потренировавшись на своей квартире, даче и даже соседнем лесу, я решил, что готов выполнить первый серьезный заказ. Сейчас, по прошествии лет, имея за плечами уже не один десяток хороших заказных проектов, даже смешно вспоминать, какие ляпы были допущены в начале карьеры. Я решил написать этот текст, чтобы рассказать, как можно сделать виртуальную экскурсию. И не только по школе. По чему угодно. Вдруг вы сами захотите создать нечто подобное, по крайней мере будете знать, с чего начинать.

Какими бывают виртуальные экскурсии

Их можно сразу разбить на несколько характерных групп.

1. Текст + картинки

Наверное, это самый простой вариант. Вы просто создаете на сайте отдельную страницу (виртуальные экскурсии обычно помещают на сайты учреждений), и начинаете писать текст для предполагаемого посетителя. Можно добавить туда фотографий. Таким образом, можно буквально за пару часов решить проблему соответствия сайта "современным требованиям".

Сами понимаете, это будет просто работа "для галочки". Возможно, посетитель сайта и пролистает длинный "убористый" текст, но досконально читать его, скорее всего, не станет. Комиссия, проверяющая сайт, тоже вряд ли будет в восторге от такой экскурсии . Конечно, пресловутую галочку сайту поставят, но сделают это с такой кислой миной, что вам сразу захочется все переделать, чтобы в следующий раз не выглядеть столь блекло.

2. Презентация

Иногда она представляет собой подобие первого варианта. Открыв виртуальную экскурсию, вы сразу увидите череду слайдов. На каждом будет все тот же "убористый" текст и фотографии, увы, не всегда удачно снятые. Не смотря на то, что это более "инновационный", "мультимедийный" подход, реакция комиссии обычно бывает приблизительно такая же, как в случае с текстовым вариантом. Опять получите "галочку" для "галочки".

Правда, некоторые создатели подобных виртуальных экскурсий иногда снабжают каждый слайд презентации голосом за кадром. Представляете, открывается первый слайд, появляется стартовая заставка, начинает играть красивая фоновая музыка, а приятный голос принимается рассказывать о вашем учреждении. Перелистывая слайды посетитель слышит продолжение рассказа, видит новые картинки и т.д.

Удачно сделанная презентация, находящаяся на сайте, может надолго занять ваших посетителей. Однако, для создания красивого интересного продукта требуется немалое время, хорошие фотографии, качественный текст для озвучки и голос, который не запинается, не картавит, а говорит как следует. Увы, как показывает практика, подобные продукты обычно делаются наспех, в последний день перед проверкой. Стоит ли удивляться тому, что они тоже заслуживают лишь снисходительный кивок проверяющих.

3. Видеофильм

Если в прошлых случаях мы имели дело со статичными картинками, видеофильм об организации можно сделать гораздо более "живым". Если как следует составить сценарий, написать интересный, "цепляющий" текст, заставить выступающих выплюнуть изо рта манную кашу и говорить более свободно, артистично, то видеофильм вполне может сойти за неплохой вариант реализации виртуальной экскурсии.

Беда обычно состоит в том, что ни написать сценарий, ни сказать что-то в камеру, не говоря уже об артистизме и экспромте в кадре, обычные люди, неспециалисты, могут крайне редко. И вообще, выступление перед камерой - не такое простое дело, как может показаться на первый взгляд. Неудивительно, что человек, который только что непринужденно беседовал с вами, перед объективом стоит, как "кол проглотил" и говорит монотонно, глядя в камеру остановившимися немигающими медными глазами.

Я уж не говорю, что хорошая камера и микрофон для записи звука, освещение и техника для монтажа в обычных школах встречаются крайне редко.

4. Виртуальный тур

Эта технология более всего остального вправе называться полноценной виртуальной экскурсией . В отличие от предыдущих описанных подходов, она реально позволяет "оглянуться по сторонам". Ведь именно такая возможность есть у посетителя, когда он вместе с остальными экскурсантами понуро бредет по залам какого-нибудь музея, цехам передового предприятия или другим туристическим объектам, слушая заученную тараторку экскурсовода.

В отличие от предыдущих вариантов, где поле зрения посетителя искусственно ограничивается рамками фотографии или видеокадра, в виртуальном туре действительно можно "посмотреть направо", "посмотреть налево". В принципе, ничто не мешает оглянуться назад, посмотреть вверх и даже себе под ноги. Правда, своих ног посетитель конечно же не увидит, зато будет иметь возможность рассмотреть паркет или ковер на полу.

Одним словом, пользователь как бы находится внутри сферы, которую может вертеть перед своими глазами на экране компьютера при помощи мыши. Точно так же, как и на обычной экскурсии, в виртуальной можно "подойти поближе" к интересующему предмету экспозиции, или, напротив, "отойти" назад, чтобы увидеть ее целиком. Это делается колесиком мыши.

А теперь представьте себе, что вы надели очки виртуальной реальности... Дальше можно ничего не писать. Наверняка вы уже сами представили все преимущества этой технологии. Просто крутите головой, поднимайте ее вверх или опускайте вниз! Иллюзия реального присутствия внутри помещения будет просто потрясающая. И это никакая не фантастическая технология из фильмов о будущем. Уже сейчас можно купить такие очки, вставить в них свой смартфон и погружаться в удивительный мир виртуальных путешествий.

Как создать виртуальную экскурсию

Здесь есть сразу два варианта. Можно попытаться сделать ее самостоятельно или заказать продукт специализированной фирме-студии. Нет сомнения, во втором случае все будет выполнено на высшем уровне. Однако, стоимость подобных заказов обычно получается... мягко говоря, весьма выдающейся.

Простой пример. Одна из студий Нижнего Новгорода просит за съемку каждой сферической панорамы 2000 рублей. То есть, если у вас в экскурсии будет хотя бы 10 помещений, то считайте, что "двадцатки" у вас уже нет.

Помимо съемки панорам, требуется еще собрать их в общий продукт, оснастить средствами перехода из панорамы в панораму. Неплохо добавить карту для быстрой телепортации в нужное место экспозиции. Не помешает эмблема вашей организации, стартовая заставка. А уж если еще и голос за кадром записать, было бы вообще здорово.

Только представьте: вы переходите в новое помещение, начинаете его осматривать, а тем временем приятный голос рассказывает вам что это за место, в чем его особенность и т.д.

Давайте уточним:

  1. Съемка 10 панорам - 20 000 руб.
  2. Сборка тура - 19000 руб. (исходя из 1900 рублей за панораму)
  3. Всякие карты, логотипы и прочие вещи - примерно 3000 р.

Итого: 42 000. И это очень простенькая экскурсия без озвучки и других приятных "примочек"!

Если же захочется сделать звуковые вставки или, не дай Бог, внедрить в панорамы живое видео, то стоимость заказа вполне может выражаться уже шестизначным числом.

Не слишком ли дорого за сомнительное удовольствие иметь на сайте виртуальную экскурсию? Причем, в основном для того, чтобы заслужить положительную оценку проверяющих господ из министерства?

Что если попробовать обойтись своими силами?

Что нужно, чтобы создать виртуальную экскурсию самому

1. Фотоаппарат с ручными настройками

Основой любого подобного продукта являются статичные сферические панорамы . Для их съемки потребуется фотоаппарат с ручными настройками. Подойдет любая зеркалка и даже компактная фотокамера, которая позволяет зафиксировать значение выдержки, диафрагмы, баланса белого и чувствительности матрицы для всех кадров при съемке панорамы.

Что касается меня, то для несложных проектов я иногда использую фотоаппарат Sony RX100. Он легкий, дает достаточно качественные снимки и как раз позволяет сделать все необходимые настройки. Для более сложных и дорогих проектов используется более серьезная зеркалка с хорошим объективом.

Так что, если у вас есть подобная фотокамера, считайте что часть проблемы уже решена.

2. Штатив

Он должен быть одновременно достаточно крепким и, по возможности, легким. Крепость нужна для того, чтобы штатив не наклонялся из стороны в сторону, когда фотоаппарат во время съемки отдельных кадров панорамы "крутится" вокруг смещенной оси вращения. Если штатив каждый раз наклоняется в сторону под тяжестью камеры, из нашей затеи ничего не получится.

Легкий и компактный штатив гораздо удобнее таскать с собой на съемки, чем огромную тяжеленную треногу. Например, мой штатив, если сложить его полностью, умещается в чемоданчик-дипломат. Туда же можно сложить и все остальное оборудование. Таким образом, по дороге на съемку я ничем не отличаюсь от обычного служащего, который везет деловые бумаги из дома на работу. Думаю, фоторюкзак и большой штатив привлекали бы гораздо больше нежелательного внимания на улицах.

2. Панорамная головка для штатива

Самые первые съемки для сферических панорам я делал просто с рук. Что это значит? Я становился в центр комнаты, направлял объектив прямо вверх и снимал точку, которая на профессиональном языке называется зенит . Затем надо было отснять серию фотографий, держа фотоаппарат под углом 45 градусов к горизонту. Постепенно поворачиваясь, я снимал порядка 12-15 фотографий. Съемку обязательно надо вести с "перехлестом" кадров примерно на 20%, иначе панорама не склеится.

Потом надо было снять такие же серии под углом 90 и 135 градусов. Заключительным аккордом становилось съемка точки, которая находится под ногами. Она называется надир .

В результате должно было получиться порядка 38 фотографий, на каждой из которых был запечатлен отдельный фрагмент общей сферы. Вот как это могло выглядеть:

Увы, вначале я недооценивал важность панорамной головки и выполнял съемку просто "с рук". Это приводило к жутким нестыковкам в уже склеенной панораме. Причем, проблема усугублялась тем сильнее, чем в меньшем по размеру помещении приходилось фотографировать.

Если с незначительными проблемами можно было справиться с помощью Adobe Photoshop, то со множественными нестыковками бороться было просто бессмысленно.

Потеряв массу времени на попытках склеить несклеиваемое, я вынужден был потратиться на приобретение панорамной головки.

Вот как она может выглядеть (варианты возможны, но идея остается прежней):

Панорамная головка крепится на штатив, а уже к ней крепится фотоаппарат. Суть состоит в том, чтобы при фрагментарной съемки частей панорамы можно (и нужно) заставить камеру вращаться вокруг определенной точки в пространстве. Эта точка называется нодальной. Как правило, она находится внутри объектива. Ее положение определяется по таблицам и для разных объективов сугубо индивидуально.

Если мы просто фотографируем держа камеру в руках и постепенно поворачиваясь, мы никогда не сможем достичь такой же точности положения камеры в пространстве. А это значит - нестыковки будут неизбежны. Таким образом, панорамная головка - это то, что следует непременно приобрести для съемки материала для виртуальной экскурсии.

Без нее или вообще ничего не выйдет, или придется очень-очень-очень долго редактировать каждую склеенную панораму.

Исключения в данном случае составляют сферические панорамы, которые мы фотографируем в больших залах, или на улице, если поблизости нет никаких предметов. Но даже при таких съемках проблемы более чем возможны.

Итак, теперь мы знаем, что для съемки исходного материала виртуальной экскурсии нам требуется три вещи:

Если что-то уже есть, то задача значительно облегчается. Если же отсутствует хотя бы один компонент из этой тройки, его надо докупать. Для справки, стоимость панорамной головки составляет примерно 5-10 тыс. рублей. Правда, есть и более дорогие головки со встроенным компьютером и электромоторами. По сути дела это робот, который сам выполняет всю съемку, поворачивая камеру в нужные позиции. Вам будет достаточно просто нажать кнопку "пуск" и выйти из комнаты. Остальное будет выполнено автоматически. Это, конечно, было бы здорово, но для начала нам будет вполне достаточно простого ручного варианта.

Альтернативой может служить специальная панорамная камера, но ее цена в несколько тысяч евро обычно почему-то пугает покупателей:)

Программы для создания виртуальной экскурсии

Теперь перейдем к программной части. К сожалению, для склеивания сферической панорамы и создания конечного продукта - виртуального тура - нельзя обойтись какими-то имеющимися подручными средствами. Ни в коем случае не ставя под сомнения ваши навыки работы с компьютером, смею утверждать, что вручную склеить 38 фотографий в одну правильную сферическую панораму не сможет никто. Даже вы!

На рынке существуют разные программы для склейки панорам . Я с самого начала пользовался инструментом Kolor Autopano Giga . Сначала потренировался на триал версии, потом, освоившись, решил купить лицензионную. Причем, если покупать ее вместе с другим необходимым инструментом Kolor Panotour Pro , то общий чек будет чуть "легче", чем два отдельных чека на каждый продукт. Такая связка будет стоить 39 830 рублей (по текущему курсу евро).

Сумма немалая. Согласен. В принципе, можно обойтись и более скромным комплектом:

Его цена гораздо привлекательнее: всего 13 230 руб. (по текущему курсу). Увы, за удовольствия всегда приходится расплачиваться отказом от более изысканных удовольствий. В облегченной "красной" версии присутствует масса ограничений. Всего один пример: ваша виртуальная экскурсия, не сможет быть просмотрена на мобильном устройстве: смартфоне или планшете. А ведь сейчас это почти половина всего интернет трафика!

Неудивительно, что все заказчики, с которыми я имею дело, особенно подчеркивают необходимость мобильной версии продукта.

Возникает некая вилка интересов. С одной стороны, не хочется платить большие деньги за дорогой комплект программ, с другой, хочется иметь все те возможности (мобильная версия - это только один пример), которыми он обладает.

По большому счету купить панорамную головку несложно и недорого. У человека возникает возможность самостоятельно выполнять съемку 3D-панорам. Но вот использовать лицензионное ПО для склейки и авторинга тура - это становится некоторой проблемой.

Обычно такие люди или долго копят деньги, или находят владельцев лицензионных копий программ. За определенную плату просят их выполнить остальную часть работы. Это гораздо дешевле, чем сразу взять и купить программы.

Поскольку я как раз имею все необходимое, могу предложить вам такую услугу:

Вы присылаете мне отдельные фотографии, сделанные с панорамной головки. Например, вот такие:

а я возвращаю вам готовую склеенную панораму. Например, вот такую:

Понимаю ваше недоумение. Это действительно мало похоже на сферическую панораму. Тем не менее - именно такие картинки становятся исходниками для сборки виртуальной экскурсии.

Если есть интерес к сотрудничеству, пишите: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

А я, тем временем, продолжаю описание процесса.

После склейки всех отснятых панорам из них необходимо "собрать" готовый продукт - виртуальную экскурсию . Это делается во второй программе из тех, которые мы видели выше. Она называется Panotour Pro . Конечно, можно использовать и аналоги, но я работаю именно с этой программой.

В Panotour Pro мы устанавливаем точки, с которых начинается просмотр каждой панорамы. Далее - определяем связи между панорамами, чтобы после просмотра одного помещения можно было перейти в другое, третье и т.д. Здесь же добавляется звук. Он может быть общий для всей экскурсии, например: фоновая музыка, или отдельный звуковой файл для каждой панорамы.

Далее мы помещаем в панорамы уместные статичные изображения. Например, нам надо показать крупно какой-то экспонат музея, или представить портрет человека, работающего в этом помещении, с описанием его заслуг...

Если в поле зрения камеры во время съемки попадает экран телевизора или монитор компьютера, можно "наслоить" на него реальный видеоролик. Он будет воспроизводиться во время просмотра панорамы и здорово оживит статичную картинку. Смотреть

Для придания большей объемности в панораму можно внедрить некие объекты, снабдив их эффектом параллакса. Например, можно добавить изображения бабочек, которые якобы летали в помещении при съемке. При этом каждая бабочка не будет жестко привязана к своему месту. По мере вращения панорамы она будет смещаться чуть быстрее, что создаст иллюзию того, что она "висит" в пространстве гораздо ближе к наблюдателю, чем сама фоновая картинка. Смотреть пример...

Результатом нашей работы станет финальный продукт - виртуальная экскурсия. После нажатия на кнопку "создать", программа сохранит на диск компьютера набор файлов. Его надо будет поместить на сайт, сделать соответствующую ссылку, предоставив всем посетителям возможность "прогуляться" по нашей организации, оглядеться в помещении, почитать описания, послушать рассказы, посмотреть видео.

Как я делал первую виртуальную экскурсию по школе

Съемка материала для виртуальной экскурсии

Самый первый реальный проект я сделал совершенно бесплатно. Знаете, как-то боязно было сразу выставлять цену на свои услуги. А вдруг что-то пойдет не так или, не дай Бог, вовсе ничего не получится. Хоть дома все склеивалось нормально, но все равно было как-то неуютно. Как говориться, тренировка - тренировкой, а на практике обязательно что-нибудь да стрясется.

Поэтому, заручившись обещанием директора, что меня не убьют в случае неудачи, в означенный день я прибыл на съемку. Надо сказать, что руководство школы подошло к мероприятию очень ответственно.

Во-первых, был выбран день, когда в школе никого не было. Это было воскресенье.

Во-вторых, во всех помещениях был наведен идеальный порядок, все столы в классах выровнены, все полы и учебные доски вымыты. В столовой были накрыты столы как на банкет, а в спортзале по всему полу был разложен инвентарь. Причем, не просто хаотично разбросан, а именно разложен в строгом соответствии с законами симметрии и гармонии.

В-третих, у нас была четкий план съемок, ключи от всех помещений, в самих помещениях были заменены все перегоревшие лампочки, расправлены все жалюзи...

Одним словом, было даже немного боязно сесть в калошу когда заказчик так хорошо подготовился.

Началась съемка. Мы переходили из класса в класс. В каждом помещении я находил оптимальную точку съемки. По моей просьбе из классов выносились лишние столы, ликвидировались мелкие огрехи в интерьере. Ведь чем "чище" получается панорама при съемке, тем меньше потом ее приходится ретушировать. Помнится, однажды мне пришлось убирать с пола протертые места на линолеуме почти на всех панорамах. В другом случае - надо было "замазать" рыжие подтеки на потолке...

К счастью в тот день было пасмурно. Просто когда в окно бьет яркий солнечный свет, создается грубый дисбаланс освещения. В результате одни фрагменты панорамы получаются очень светлыми, почти пересвеченными, а другие - напротив, очень темными. Так что лучше перенести съемку, если на улице светит солнце.

15 панорам были отсняты примерно за 4 часа. Сама съемка, в принципе, происходит довольно быстро - примерно 5 минут на панораму. Остальное время было потрачено на переходы с места на место, доведение помещений до наилучшего вида.

Домой я повез с собой флеш-карту с отснятым материалом. По дороге все время думал, как будет нездорово, если с ней что-то случится и она откажется читаться. Ведь тогда придется начинать съемку сначала. К счастью, все обошлось благополучно.

Склейка сферических панорам

Как я уже упоминал, для этого существуют специальные программы. Запустив Autopano Giga фирмы Kolor я загрузил в нее фото с первой точки съемки - это была лестница между этажами - и нажал кнопку "создать". Программа немного подумала и выдала готовую панораму:

Склеенная панорама появилась в правом окне. Вид у нее, прямо скажем, несколько неожиданный. Но, как ни странно, именно такие изображения и должны получаться при склейке. В левом окне, как вы догадались, находились исходники. Всего 38 фотографий.

Надо сказать, что далеко не всегда сразу получается такой практически идеальный результат. Все зависит от качества съемки, освещенности, особенностей оформления интерьера помещения и т.д. Например, если в процессе задеть треногу ногой и сдвинуть ее с места, то лучше сразу начинать съемку панорамы заново. Но это хорошо, если ты заметил, что сдвинул штатив. А если нет?

Тогда камера сдвинется в пространстве и вместо практически идеально склеенной панорамы может получиться непонятно что. Поэтому во время съемки нельзя болтать, отвлекаться. Надо полностью сосредоточиться на процессе, чтобы не пришлось потом ехать переснимать панораму заново.

Выравнивается линия горизонта, "вытягиваются" очень темные фрагменты, выполняются такие специфические операции, которые сейчас просто не стоит перечислять. Иногда бывает, что программа не смогла автоматически склеить изображения правильно. Это особенно часто случается, когда мы имеем дело с циклически повторяющимися элементами декора. Например, плиткой на полу, клетками подвесного потолка узорами на стенах и т.д.

В таких помещениях очень важно выбрать точку съемки, чтобы исключить симметрию в оформлении интерьера. Кроме того, необходимо остерегаться зеркал. При съемке сферических панорам они - наши враги.

После приведения панорамы к нормальному виду происходит ее экспорт в финальный графический файл в формате JPG:

Если с панорамой все в порядке, то процесс ее обработки занимает примерно 15 минут. Кажется, что это слишком долго, однако, помимо наших собственных действий, надо учитывать то время, пока программа клеит панораму из отдельных файлов, а потом превращает отредактированный проект в файл-изображение.

Таким образом в идеале 15 панорам могли бы быть склеены за 225 минут или почти за 4 часа. На практике почти всегда получается больше. Некоторые панорамы требуют более серьезных доработок. Иные потом приходится ретушировать в Adobe Photoshop.

Еще раз повторюсь, здесь очень многое зависит от качества съемки.

Сборка виртуальной экскурсии

Рано или поздно наступает момент, когда все панорамы склеены, подготовлены и можно приступать к финальной фазе работы.

Здесь на сцену выходит программа Panotour Pro той же фирмы Kolor. Снова не могу не сказать, что есть и другие программы. Но я как-то с самого начала пользуюсь этой и она мне нравится.

Сначала мы загружаем все склеенные панорамы в рабочую область (слева):

Удобно, что панорамы можно группировать. Например, по этажам помещения.

Каждой панораме надо дать имя, указать ей начальное направление, соединить горячими точками с другими панорамами и картой. При необходимости надо добавить звуковой файл и статичные изображения. Далее надо настроить опции всего проекта в целом: какая будет фоновая музыка, будет ли применено автовращение панорам, как будут выглядеть кнопки навигации, будет ли в экскурсии фотогалерея, будет ли применен эффект "маленькая планета" и т.д. При всей кажущейся простоте данный процесс отнимет еще час-полтора.

Потом, после финального просчета тура, окажется, что где-то забыли поставить горячую точку для перехода в другую панораму, где-то допустили ошибку при написании названия, где-то забыли поставить "блик" на лампочку, где-то панорама вращается "не в ту сторону" и так далее.

Иными словами, создание виртуальной экскурсии из ранее отснятых фотографий обычно занимает целый рабочий день. Никаких перекуров, чаев и кофе-брейков. Компьютеру тоже достается. Он постоянно что-то просчитывает, работая с огромными объемами данных.

Но рано или поздно наступает тот момент, когда виртуальный тур можно показывать заказчику.

В описываемом мной проекте он наступил 5 марта 2014 года. Чтобы показать продукт заказчику я загрузил его на хостинг, где находится мой сайт. Заказчику отправил ссылку. С ее помощью можно просто посмотреть на виртуальную экскурсию , но нельзя ее скачать. Это очень здорово. Ведь не перевелись еще предприимчивые граждане, которые норовят получить готовый продукт в свое полное распоряжение, а потом начинают кормить завтраками насчет оплаты.

С виртуальной экскурсией все очень просто: вот ссылка, смотрите. Если есть замечания, пишите, исправим. Если все в порядке - вот счет на оплату. После ее поступления получите ссылку для скачивания. По-моему, все честно.

Как я уже упоминал, описываемый проект был сделан безо всякой оплаты. Хоть он и не получился абсолютно идеальным, и я, и заказчик получили то, что хотели. Школа получила . Я же - бесценный опыт выполнения реального проекта.

Много времени прошло с тех пор. Выполнены десятки проектов для заказчиков из разных городов, включая Москву. Освоена новая технология LivePano , позволяющая "вписывать" в неподвижную панораму живое видео.

Теперь уже можно ответственно заявить следующее. Осваивать всю эту технологию, покупать дорогое программное обеспечение и технику из-за одной единственной виртуальной экскурсии однозначно не стоит. Если только вы не будете делать такие продукты постоянно для себя или сторонних заказчиков. Гораздо менее хлопотно и затратно заказать услугу...

Но как же так? Совсем недавно я писал, что это тоже выливается в огромные деньги. Где же последовательность?

Когда я писал о заоблачных ценах, имелись в виду услуги конкурентов. Некоторые студии действительно вывесили очень дорогие прайс листы, а потом удивляются, что у них не так много заказов.

Если вы поставлены перед фактом необходимости создания виртуальной экскурсии , можно воспользоваться вариантами, которые я упоминал в самом начале этого текста: презентации или видео. Конечно, по сравнению с настоящим виртуальным туром, они выглядят не так интересно, зато избавляют от необходимости значительно тратиться.

Но... почему бы вам не воспользоваться моими услугами? Ведь я не собираюсь "обдирать" вас, своих читателей, как липок.

Вот мое конкретное предложение:

* плюс транспортные расходы и командировочные. работаю по всей России

** съемка должна произойти за один день.

"А как же качество?" - спросите вы - "Где же тут подвох? Что тут не так?"

А насчет низкой цены - это я сейчас объясню. Все очень просто.

Дорогие студии тратят огромные средства на рекламу . Естественно, чтобы покрыть эти затраты, они вынуждены взвинчивать стоимость услуг. Кроме того, они содержат штат фотографов, монтажников. Там непременно есть директор, бухгалтер, уборщица - всем надо платить зарплату .

А офисное помещение , которое они иной раз снимают в центре города? А всякие накладные расходы? А дорогой престижный автомобиль , на котором разъезжает директор...