Браузеры

Canon ef 40 f 2.8 stm фотографии. Фототочка. точка зрения о фотографии. Окраска зон вне фокуса

Каждый фотограф приходит к покупке нового объектива своим путем. Иногда это просто желание закрыть некий провал в шкале фокусных расстояний. Например, у вас может быть два зум объектива с фокусными расстояниями 17 мм - 40 мм и 100 мм - 400 мм. То есть вы имеете хороший широкоугольник и безнадежный телевик. Однако, для съемки мероприятий, портретов, пейзажей и... мало ли чего еще эти два монстра могут не подойти. Один "хватает" в кадр много лишнего, расположенного по разные стороны от объекта съемки. Другой настолько узконаправленный, что не может охватить, например, красивое здание, которое вы увидели в турпоездке и решили запечатлеть для своего фотоархива.

Тогда и возникает желание купить нечто среднее между приведенными выше крайностями. Фотограф идет в магазин (или в интернет магазин) и покупает, например, Canon EF 24-105mm f/4L IS USM (или что-то попроще, но примерно с таким же фокусным диапазоном).

С другой стороны, многие слышали, и это не просто слухи, что объективы с фиксированными фокусными расстояниями (так называемые "фиксы") дают более качественную картинку, чем их коллеги - ЗУМЫ. Таким образом, желание повысить качество фотографий, сделать их четче и поиграть с размытием заднего плана толкает увлеченного фотографа любителя или даже профессионала попробовать поработать с фиксом.

Тогда фотограф тоже идет в магазин, который он выбрал в результате бессонных ночей, проведенных в чтении отзывов, просмотре тестовых снимков и, возможно, надоедании вопросами более сведущим коллегам. Отсчитав честно заработанные, фотограф возвращается домой, неся новую коробку с драгоценным "стеклом" внутри.

Именно так и случилось со мной, когда было принято решение сменить тяжелый зум на легкий и компактный фикс. После бессонных ночей и прочего, что было описано чуть выше, выбор совершенно неожиданно пал на едва приметный из-за своей компактности, но обладающий целым рядом достоинств объектив . Для справки скажу, что его стоимость на момент написания статьи (октябрь 2013 г.) составляла от 5200 до 7900 рублей в зависимости от места покупки.

Главная идея носить с собой камеру Canon EOS 5D MII как компактный фотоаппарат, то есть везде и всегда, которая ранее была неосуществима из-за громоздких объективов, начала обретать вполне реальную почву. Ведь объективчик Canon EF 40mm f/2.8 STM выглядит настолько несерьезным, что более похож на игрушечный, бутафорский. Особенно забавно от смотрится на тушке большого и тяжелого фотоаппарата. Если бы добавить к камере еще и батарейный блок, то больше всего внешний вид конструкции смахивал бы на карикатуру. Однако, при всей своей внешней иргушечной несерьезности, первые же испытания объектива подтвердили все те лестные отзывы, что были опубликованы в интернете.

Достоинства объектива Canon EF 40mm f/2.8 STM

Самое первое, ради чего он и покупался, это качество картинки. Фотографии получаются очень четкими, без хроматических аберраций (это когда на контрастных границах объектов появляются цветные ореолы), практически отсутствует дисторсия (искажения при которых картинка как бы "потянута" за углы).

Светосила объектива 1/2.8 позволяет снимать с более или меньшими значениями в помещении, там, где ранее я испытывал некоторые сложности с моим Canon EF 24-105mm f/4L IS USM.

Конструктивная особенность диафрагмы объектива (отверстие круглой формы) не превращает размытые блики на заднем плане в "гайки". Блики получаются круглые, аккуратные, очень мягкие.

Более короткофокусный, чем другие фиксы, объектив имеет большую глубину резкости и дает более приемлемые результаты на пейзажных съемках даже по сравнению с "полтинником" (объективом с фокусным расстоянием 50mm).

Конструктивно объектив выполнен достаточно добротно, имеет стальной байонет, не вызывает нареканий.

Ну, и конечно же, достоинством объектива является его суперкомпактность. Благодаря ему цифровая зеркалка тут же превращается в компактный фотоаппарат, который можно носить с собой практически повсюду в обычной сумке. Даже мой тяжеловес Canon EOS 5D MII и тот стал гораздо более приспособленным для "повседневной носки с собой", чем был с установленными более весомыми объективами.

Таким образом, этот небольшой и недорогой объектив является той палочкой выручалочкой, в которой так нуждаются особенно начинающие фотографы: он недорог, компактен и дает вполне достойную по качеству картинку.

Недостатки объектива Canon EF 40mm f/2.8 STM

Первый, самый большой проблемой объектива является "ножной зум". Что это такое? Это когда для того, чтобы приблизить какой-то объект в кадре вы не крутите кольцо зума на объективе, а делаете несколько шагов к объекту. В некоторых случаях действительно вполне можно подойти поближе, чтобы снять что-то крупным планом или отойти подальше, чтобы ухватить в кадр какой-то крупный объект.

Однако бывают ситуации, когда ножной зум дает сбой. Например, вы снимаете что-то, стоя на краю обрыва или в другой подобной обстановке. Вы не можете сделать шаг вперед и вам приходится мириться с тем, что потом придется отрезать лишнее в кадре, теряя его большой размер, так необходимый для печати или продажи.

Если вы снимаете вечеринку в тесной комнате, вы не сможете отойти подальше, чтобы заснять всю компанию целиком. Мешают стены. Особенно в данной ситуации страдают обладатели фотокамер с кроп-фактором. В некоторых случаях данный объектив вообще может быть непригоден исходя из условий съемки.

Второй проблемой может стать шумная фокусировка (и автоматическая и ручная). При фотосъемке на этот недостаток можно вообще не обращать внимание, если конечно вы не снимаете скрытой камерой и любой лишний звук может свести на нет все предыдущие усилия (например, при съемке диких животных). Проблема шума при фокусировке может смутить тех, кто снимает видео своей фотокамерой. Весь шум при этом записывается на встроенный микрофон. Проблема нейтрализуется подключением выносного микрофона или дальнейшей переозвучкой фильма уже на компьютере.

Еще один конструктивный недостаток - достаточно хлипкий выдвигающийся хоботок. Его нужно беречь от случайного нажатия, которое может привести к выходу из строя системы фокусировки. Поэтому, когда будете носить собой фотоаппарат в сумке, следите за тем, чтобы на внешнюю сторону объектива ничего не давило.

Третьим недостатком по сравнению с более продвинутыми объективами является относительно медленный автофокус. Возможно, не стоит пытаться выполнять им репортажную съемку, фотографировать детей или птиц в полете. Объектив не успеет сфокусироваться. Это его особенность, ее надо знать и с ней надо смириться, ибо стоимость объектива такова, что требовать от него суперскоростной фокусировки просто глупо. Заодно можно вспомнить, что раньше у фотообъективов вовсе не было автофокуса и ничего - получались отличные фотографии:)

Наконец, на полнокадровых фотоаппаратах проявляется виньетирование (более темные углы). Конечно, это можно вылечить в Adobe Photoshop или Adobe Lightroom , но придется тратить дополнительное время, особенно, если фотографий много. На фотокамерах с кроп-фактором проблема не замечена.

Подведем некоторые итоги

Объектив Canon EF 40mm f/2.8 STM - безусловно, отличное приобретение. Несмотря на некоторые выявленные недостатки, качество изображения, компактность и невысокая цена делают его отличным выбором. Если вы стеснены в средствах после покупки какой-нибудь дорогой тушки и не можете сразу купить высококачественную профессиональную оптику, данный объектив представит вам весьма достойное качество изображений по вполне разумной цене. Однако, не стоит забывать, что к нему, как и к любой новой вещи, надо привыкнуть.

Камера у меня Canon 650d, до 40mm 2.8 я имела дело с китом, с каким-то ещё недорогим зумом с canon 50mm 1.8.

Название я не помню ещё и потому, что почти не пользовалась им. Я быстро приноровилась к фиксу, но угол у 50mm так себе, хотя автофокус и светосила приличные.

Хорошие зумы стоят прилично, к тому же качество снимков у зумов в любом случае ниже, чем у фиксов.

Широкоугольные объективы тоже по цене вполне увесисты.

Поэтому, когда встал вопрос подарка на день рождения, то мой взгляд упал на бюджетный и более удобный для предметной и в какой-то мере пейзажной съемки, 40mm. На тот момент, зимой 2017-2018, он стоил порядка 9 тысяч. Сейчас поднялся до 13-15.

Характеристики средние, но в целом неплохие.

Подробные характеристики

Основные характеристики

Тип объектива - стандартный

Адаптирован для видеосъемки - да

Фокусное расстояние - 40 мм

Диафрагма - F2.80

Минимальная диафрагма - F22

Крепление - Canon EF

Автоматическая фокусировка – есть

Конструкция

Число элементов / групп элементов - 6 / 4

Число лепестков диафрагмы - 7

Размеры (D x L) - 68.2 x 22.8 мм

Параметры съемки

Минимальное расстояние фокусировки - 0.3 м

Дополнительная информация

Диаметр резьбы для светофильтра - 52 мм

Особенности - плавная фокусировка STM при видеосъемке

В момент вручения подарка я была не в лучшем состоянии – болела, только с поезда, жила в гостинице, весь набор гадостей собрался, поэтому не обратила внимания на документы. Есть там бумажка со словом «гарантия», и хорошо. Да и дареному коню, как говорится.

Потом я сильно закрутилась, был довольно сложный месяц, а потом и забылось. В голове-то отложилось, что главное, мол, бумажки были. Да и что может случиться, это же canon. А оказывается может.

Дело было, повторюсь, зимой, а живу я в Перми и зимой там бывает довольно холодно. Этой зимой опускалось до -30, кажется. Так что таскать камеру на улицу я как-то не решалась, в основном он пользовался в студии и дома. Один раз, по теплой погоде сфотографировала ближайший дом, мне показалось, что снимок размыт, но я списала это на дрожащие руки.

А этой весной поехала на родину, и взяла с собой объектив.

В общем – он вообще не фокусировался дальше ста метров. Что автофокусом, что вручную. После определенного момента кольцо фокусировки просто прокручивалось дальше, а фокус не менялся. Спохватившись, я попросила мужа посмотреть документы, и оказалось, что куплен он в шаражкиной конторе, которой даже нет в яндексе, в другом городе (даритель живет не в Перми и не в моем родном городе) и гарантия у него всего полгода, когда как на всю продукцию canon она 2 года. И гарантия истекает.

Я отнесла его в сервис, но в сервисе дали заключение «дефектов не найдено».

На сайте canon, как можно догадаться, номер его проверку не прошел. Пришлось покупать новый. Он, в отличии от подделки, работал как надо

Разницы во внешнем виде вообще не оказалось.




А вот в упаковке огого.



У оригинала должны быть:






Такая вот печальная история о подделке. Обязательно проверяйте объектив всеми возможными способами сразу после покупки, а лучше проверяйте код на сайте canon.

Код объектива canon 40mm можно найти сбоку, как видно на фото.

На моем фото код подделки (либо ввезенного незаконно, но подозреваю все же подделка).


Теперь же о самом объективе.

Из плюсов:

  1. Им очень удобно что-то снимать вблизи, при условии, что есть хорошее освещение.
  2. У него средний портретный угол (хотя на нем почему-то и написано макро), так что не придется далеко убегать от модели, чтобы сфотографировать её, хотя бы, по пояс.
  3. Приятная цветопередача, впрочем, порой требующая корректировки потом.
  4. Размер и легкость – его очень удобно брать с собой, места почти не занимает и ничего не весит
  5. Универсальность, и котика сфоткать, и портрет сделать, и пейзаж заснять.

Из минусов:

  1. Автофокус очень медленный и часто фокусирует где-то совсем рандомно. Четкий снимок получается на 2-3 раз, часто приходится использовать репортажную съемку, чтобы что-то немного движущееся заснять четко, с 50mm намного меньше хлопот в этом плане
  2. Все же 40mm это вам не широкоуголка, особо в пейзажах не развернешься.
  3. Светосила 2.8 прилично ограничивает съемку в помещении

И пара примеров фото:



Я давно хотел купить себе объектив Canon 40mm. Но както всё не задавалось. То другие покупки важнее, то курс доллара резко взлетел. И так данное желание из хотелок обычных перешло в разряд хотелок «когданибудь».
Периодические попытки мониторинга ebay выдавали мне в лучшем случае бу стёкла, ценой от 150 долларов. И даже на фото было видно их не самое лучшее состояние. (а у некоторых даже фото не было)
Но когда тут на муське стали появляться обзоры на товары с Японии, я снова вспомнил что именно хочу купить. Да и мнение о том, что в Японии надо покупать фототехнику также сказалось. Поэтому после первого же обзора, я пошел шерстить японские магазины на предмет наличия заветного блинчика.
Через несколько вечеров разбирательства с сайтом, блинчик был найден причём по очень вкусным ценам. Первый вариант, который я нашел, был в магазине amazon.jp по цене 88$. По информации магазина состояние объектива было хорошее, полностью исправен. Я быстро внес 84$ на личный счёт и выкуп стекла и стал ждать.


Ждал полторы недели. Стекло на склад посредника ехало, ехало, ехало. Ехало почти полторы недели. Но так и не доехало. Уж не знаю, что там случилось. Может приехало разбитым. Или Япония такая большая, а срок доставки превысил все нормы. Но спустя полторы недели после покупки, мне пришло уведомление что деньги за покупку объектива были возвращены на мой личный счёт.
Вторая моя попытка купить объектив прошла более удачно. В этот раз я решил поискать на rakuten.co.jp. Цены тут были чуть дороже. Но за 102 доллара продавец обещал отличное состояние объектива. На фотографиях я также не смог найти никакого криминала. Поэтому снова внёс деньги на счёт посредника и оплатил заказ.
Через 4 дня стекло уже пришло на склад. И я отправил его тут же на упаковку и взвешивание. Доставку из Японии в Казахстан мне оценили в 12 долларов. И в общей сложности стекло мне вышло в 112 долларов. Что существенно дешевле предложений в оффлайне, и дешевле предложений на ebay.
Доставка с Японии до меня заняла 23 дня. На почте получил довольно большую посылку:


Внутри были обнаружены коробка с объективом и куча газет с японскими иероглифами:


Наличие коробки у БУ объектива уже радует:




Внутри объектив в плёнке и даже гарантийные бумажки и инструкция:


Состояние самого объектива идеальное. Если бы я не знал, что он БУ, я бы низачто не подумал об этом. Ни одной царапины, ни соринки, ни пылинки:












Качество изготовления у объективов Canon всегда на высоте. И обозреваемый блинчик не исключение. Несмотря на то, что он является бюджетным фиксом, в нём установлен современный беззвучный STM мотор, и металлический байонет.
Свойства объектива:


Подробнее можно и на фотоклубе.
Там же полно примеров и реальных отзывов. Собственно, по которым я и захотел заиметь данный объектив.
Блинчик я получил две недели назад. Уже немного успел протестировать, и даже сделать обзоры, в которых использовались фотографии, сделанные на этот объектив.
Использую его с моим основным и единственным фотоаппаратом Canon 60D. Вот так выглядит объектив на тушке:






В руках с этим объективом мой довольно немаленький фотоаппарат по размерам становится практически как беззеркалка. И это самое большее что мне нравится в этом объективе:




Выглядит почти так:


(эта фотография по любому бы появилась в коментах, поэтому я сразу добавил её в обзор)
На сегодня мой фотопарк:


Helios 44-M (больше для баловства ), Sigma DC 17-50 1:2.8 EX HSM (основной мой объектив) и теперь CANON EF 40 mm f/2.8 STM


Тестирование:
Объектив в первую очередь покупался для фотографирования предметки. И с этим у него вроде как всё в порядке. Он достаточно светосильный и резкий. Цветопередача натуральная. Примеры:
Выдержка 1/25 Диафрагма F8:


При желании легко получаем нормальное боке. Выдержка 1/25 Диафрагма F4:


Выдержка 1/25 Диафрагма F6.3:

Еще примеры:




Другие примеры, которые вы уже видели в предыдущих обзорах:









Также фото теста фокусировки:


Объектив порадовал меня довольно быстрой и точной фокусировкой. Помню был у меня полтинник Canon 1.8, который также радовал красивой картинкой. Но чтобы её получить, приходилось делать до 20 снимков одного и того же кадра. То недофокус, то перефокус, то смаз. У данного объектива подобные проблемы отсутствуют. Единственное что не понравилось, это отсутствие стабилизатора. И как результат, первые несколько дней часть снимков у меня были с смазами и шевеленкой, потому что снимаю как правило без штатива (штатив уже заказал, но еще не получил) Мой основной объектив Sigma 17-50 имеет отлично работающий стаб, и я с ним про подобные проблемы уже давно забыл. С блинчиком снова пришлось вспоминать правила снайпера, что при спуске затвора нужно затаить дыхание, прислушаться к сердцебиению и на ударе в пике нажимать спуск затвора, для получения того самого, самого лучшего, снимка.
Заключение:
Опыт покупки стекла из Японии для меня оказался очень удачным. Порадовала работа посредника. Порадовала скорость доставки. Порадовала цена на объектив. Он вышел хорошо дешевле чем на ebay или в оффлайне. А еще больше порадовало состояние объектива. Несмотря на отметку что он бу, состояние объектива как у нового.
Сам объектив также понравился. Во-первых он намного легче моего основного объектива Sigma, а во вторых делает хорошие по качеству снимки. Объектив чёткий, резкий и достаточно быстрый. Если взять за пример стоимость объектива, то за условные 100 баксов из новых, можно взять или что-то от YongNuo, но иметь проблемы с качеством. Или Canon 50MM 1.8 и иметь проблемы с всеми известными болячками полтинника.
На этом моя история покупки закончена. Я намеренно так говорю, потому что как обзор объектива, данная статья слабовата. И я это знаю. Да и на этот сороковник много других обзоров и примеров в сети. А я решил поделиться историей удачной покупки, ведь сайт - место, где люди обмениваются впечатлениями от покупок, сделанных в различных интернет-магазинах.
Для того чтобы иметь возможность покупать в Японских магазинах, я пользовался услугами сервиса посредника zenmarket.jp
При регистрации и вводе кода CDB9B78E на личный счёт дают 4 доллара. Не так много, но они позволяют компенсировать комиссию платежных систем при вводе денег на личный счёт. Планирую купить +17 Добавить в избранное Обзор понравился +59 +87

Артем Кашканов, 2014

Многие фотолюбители по мере накопления опыта приходят к мысли попробовать поснимать с объективом с фиксированным фокусным расстоянием (фиксом). О достоинствах и недостатках фиксов по сравнению с зумами, наверное, знают все - фиксы светосильнее, резче, компактнее, дешевле чем зум-объективы, однако последние имеют значительное преимущество в удобстве использования - вместо того, чтобы бегать в поисках нужной точки съемки и ракурса, чаще всего достаточно лишь повернуть кольцо зума.

Тем не менее, фотолюбитель, попробовавший после китового объектива поснимать на фикс, пусть даже недорогой, чаще всего этот фикс себе покупает взамен или в дополнение к китовому объективу.

В данной статье пойдет речь о двух фиксах Canon стоимостью до 200 долларов, которые пользуются наибольшей популярностью среди фотолюбителей, а именно:

  • Canon EF 50mm 1:1.8 II
  • Canon EF 40mm 1:2.8 STM

Мы не жадные, мы экономные!

Мне как-то высказали в комментариях к одному из материалов - "Уж если вы снимаете полным кадром, неужели так трудно было накопить на что-то более серьезное, например, хотя бы на Canon 50/1.4?" Нет не трудно, даже если не 1.4, а 1.2. Но у меня такая жизненная позиция, что я не склонен вваливать деньги в те вещи, финансовая отдача от которых сомнительна. Фототехника для меня не является основным средством производства (как бы это для многих странно не звучало). Мне гораздо интереснее создавать кадры, радующие глаз, при помощи относительно недорогой техники. Надо сказать, это иногда даже получается...

Покупка недорогого Canon 40mm 1:2.8 - не воплощение "мечты идиота", а очередной шаг в творческом пути. Объектив был куплен в качестве "тревел-фикса", то есть нечто легкое, компактное и универсальное, превращающее полнокадровую зеркалку из кирпича, оттягивающего шею во что-то подобное советскому ФЭДу или буржуйской "Лейке" (размечтался! :)) - в карман не положишь, но висит на шее и не напрягает своим весом и габаритами.

До этого у меня был большой опыт использования "полтинника" Canon 50mm 1:1.8 II в качестве штатного объектива, но лично меня он не очень устраивал - постоянно хотелось иметь чуть-чуть больший угол поля зрения - так уж сложилось, что у меня мозги лучше заточены под широкий угол. Про технические недостатки пока промолчу - они, так или иначе, присутствуют у любого устройства, даже самого дорогого.

Итак, немного об объективах...

Что о них пишут в интернете?

Canon EF 50mm 1:1.8 II

Этот объектив пришел к нам еще из пленочной эпохи, что, впрочем, не помешало ему хорошо прижиться на цифре. Оптическая схема "полтинников" отлаживалась и оттачивалась десятилетиями, поэтому сейчас уже сложно придумать что-то новое. Это младший из объективов Canon с таким фокусным расстоянием, в котором максимально удешевлено все, что можно было удешевить. Корпус целиком выполнен из пластмассы, внешний вид объектива довольно унылый. В распоряжении фотографа есть узенькое колечко фокусировки, которое со временем начинает издавать пошлый пластмассовый скрип (если поворачивать вручную). Автофокус приводится в действие жужжащим моторчиком. Попытка вручную скорректировать фокус без перехода в ручной режим чревата поломкой этого жужжащего моторчика.

Любимые поводы для издевок со стороны "пафосных фотографов" - характерный резкий рисунок боке на прикрытой диафрагме (который при ближайшем рассмотрении похож на 5-угольные гайки) и исключительная мягкость картинки при открытой диафрагме. Еще объектив часто ругают за нестабильную работу автофокуса, который даже после юстировки умудряется промахиваться то в одну, то в другую сторону. По своему опыту скажу, что такая проблема действительно была на тушках 300Д, 400Д, но когда я поставил этот объектив на 5Д, автофокус стал работать немного точнее (хотя до идеала далеко).

В активе у "полтинника 1.8" - исключительно резкая картинка, начиная с диафрагмы 4. Цветопередача нейтральная - нельзя сказать, что цвета блеклые, но картинка зачастую получается слишком уж реалистичной - хочется чуть прибавить насыщенности. Объектив неплохо справляется с портретной съемкой, для которой мягкость - скорее не порок, а благо. Художественным этот объектив если и можно назвать, то с большой натяжкой. Хоть с ним и можно поладить, характер у объектива довольно скверный.

Canon EF 40mm 1:2.8 STM

Этот объектив еще совсем новичок в модельном ряду оптики Canon. Его характерная особенность - исключительная компактность. Кому-то из "пафосных фотографов" его вид может показаться глупым и несуразным, и по этой причине они никогда не нацепят его на свою "благородную" тушку, привыкшую к здоровенным "элькам" и мануальным "цейссам".

Судя по всему, изначально этот фикс задумывался преимущественно для видеосъемки (иначе, зачем ему STM?), однако, по результатам опытов и исследований, проведенных авторитетными обозревателями (например, на Фотозоне) он замечательно проявил себя и при фотосъемке, "порвав" по многим параметрам классические "полтинники" и "тридцать-пятники", столь популярные среди приверженцев фиксов.

Естественно, не обходится из недостатков. Главный из них - выезжающий "хоботок", который является слабым местом объектива в случае ударов, падений, задеваний за что-нибудь и так далее. Еще объектив имеет довольно сильное виньетирование на открытой диафрагме - это разочарует любителей панорамной съемки.

Извечный вопрос - как работает STM-объектив на тушке, не поддерживающей STM? Работает и вполне успешно. Скорость фокусировки у Canon EF 40mm 1:2.8 STM сравнима с Canon EF 50mm 1:1.8 II, может быть чуть-чуть помедленнее, но точность ощутимо выше - всегда попадает с первого раза. Кто-то жалуется на шумную фокусировку, лично мне она таковой не показалась (особенно по сравнению с жужжащим "полтинником"). Хотя на видеозаписи звук фокусировки будет, скорее всего, слышен - проверить нет возможности, так как мой "первопятак" видео не снимает.

Что греха таить, в Инетренете написано много и, по большей части, правильно... Но я решил провести свое тестирование - неторопливое и углубленное.

Сдать их на опыты!

Сравнение разрешающей способности

За основу были взяты результаты исследований с сайта photozone.de. Я свел результаты замеров разрешающей способности в 2 таблицы (по центру кадра и в углу кадра) и на их основе построил два графика. Посмотрим, что из этого получилось...

Единица измерения разрешающей способности - количество горизонтальных линий на высоту кадра (lw/ph - line widths per picture height). Если результат больше 3000 lw/ph, это очень хорошо, если меньше - то не очень. Результаты приведены для камеры Canon EOS 5D Mark II.

Видно, что резкость у обоих объективов примерно сопоставимая - полтинник чуть резче по углам на зажатой диафрагме, сороковник ощутимо резче F/2.8.

"Полтинник" хоть и превосходит "сороковник" по заявленной светосиле, но диафрагма F/1.8 у него присутствует, скорее, для галочки. Картинка на F/1.8 у "полтинника" очень мягкая, по углам заметное виньетирование, в зоне размытия - хроматические аберрации, то есть диапазон диафрагм F/1.8-F/2.5 можно назвать "условно рабочим". Реально рабочий диапазон диафрагм у "полтинника" начинается примерно с F/2.8 - картинка становится более-менее четкой, пропадает "мыло" по углам, но в зоне боке начинают появляться "гайки". Настоящая резкость приходит на F/4.

"Сороковник" хоть и не хватает звезд с небес в плане заявленной светосилы (1:2.8 - для фикса довольно скромное значение), но диафрагма F/2.8 у него абсолютно рабочая - резкость есть и по центру и по углам кадра.

Рисунок размытия (боке)

Размытие заднего плана - один из решающих факторов, которые сподвигают фотолюбителя на приобретение светосильного фикса. Как уже было сказано выше, на "полтинник 1.8" жалуются за его своеобразное боке. Давайте попробуем сравнить рисунок размытия у "полтинника" и "сороковника".

К сожалению, у меня нет в распоряжении фотостудии, в которой можно было бы смоделировать какую-то художественную композицию для оценки боке. Тестовые снимки, приведенные ниже сделаны в бытовых условиях, за что заранее прошу меня простить. В качестве точечных источников света выступает елочная гирлянда, развешенная на сушилку для белья. Фотоаппарат стоит на штативе примерно в метре от данного объекта. Резкость наведена на минимально возможное расстояние, так чтобы фонарики на заднем плане были максимально размыты. Поскольку минимальная дистанция фокусировки у объективов разная (у "сороковника" 30 см, у "полтинника" - 45 см), масштаб боке отличается - у "сороковника" оно в приведенных примерах выглядит чуть крупнее.

На полностью открытой диафрагме рисунок размытия у этих объективов очень похож, за исключением масштаба - "полтинник" в виду большего фокусного расстояния и большего относительного отверстия размывает сильнее. В центре кадра "бокешки" имеют идеально круглую форму, но ближе к краям - сплющиваются и становятся по форме похожими на кошачьи глаза.

При закрытии диафрагмы "сороковник" ведет себя очень хорошо - пятнышки боке остаются круглыми. В этом заслуга 7-лепестковой диафрагмы, которая дает отверстие по форме близкое к кругу при любом диафрагменном числе. "Полтинник" по прежнему рисует гайки. Та же самая тенденция сохраняется и при диафрагме 5.6. Кстати, у "сороковника" при зажатии диафрагмы до 4 и более "кошачьи глазки" по краям кадра пропадают.

Canon EF 40mm 1:2.8 STM - диафрагма 5.6

Canon EF 50mm 1:1.8 II - диафрагма 5.6

При диафрагме 5.6 эксперимент уже нельзя считать чистым - из-за увеличившейся ГРИП начинает проявляться форма источников света (лампочки гирлянды), из-за этого источники света уже не могут восприниматься как точечные.

На основании приведенных выше примеров, можно придти к выводу, что в полевых условиях "полтинник" в большинстве случаев может размыть фон сильнее "сороковника" за счет большего фокусного расстояния и большего максимального диафрагменного отверстия. Однако, при съемке с близкого расстояния "сороковник" оказывается в лидерах в плане размытия - все же минимальная дистанция фокусировки 30 см против 45 см - большое преимущество для тех, кто будет использовать объектив для съемки натюрмортов, цветов, предметной съемки.

"Полтинник", в погоне за степенью размытия проигрывает в его качестве. Ложкой дегтя, которая его губит, является 5-лепестковая диафрагма, отверстие которой имеет форму пятиугольника, с этим рисунок размытия может показаться слишком назойливым и даже раздражающим (хотя, иногда такое боке можно использовать как часть художественного замысла). Единственное значение диафрагмы, при котором боке более-менее "правильное" - F/1.8 (правда при этом резкость картинки не выдерживает никакой критики - см. графики разрешающей способности).

"Сороковник" размывает фон слабее, но делает это гораздо аккуратнее. Форма пятнышек остается близкой к круглой при любом значении диафрагмы.

Можно ли фотографировать на F/2.8 в помещении без вспышки, или все же лучше F/1.8?

Естественно, с точки зрения съемки в помещении объектив с рабочей диафрагмой F/1.8 будет как нельзя кстати - светосилы много не бывает. Однако, "рабочая F/1.8" - это не про "полтинник 1.8" - его низкая точность автофокуса не совместима с малой ГРИП, в итоге имеем огромный процент брака. Я просмотрел кучу фотографий из домашнего архива и убедился, что все более-менее резкие фотографии сделаны "полтинником" на диафрагме начиная от F/2.8.

На F/2.8 в помещении фотографировать можно, но только с условием, что фотоаппарат имеет рабочее ISO не меньше 1600, а лучше - 3200. При типичных условиях освещения городской квартиры, на ISO1600 при F/2.8 выдержка составляет 1/30-1/50 секунды - это уже на грани шевеленки (особенно на кропе). При ISO3200 выдержка, соответственно, сокращается в 2 раза - 1/60...1/100 секунды.

Если освещение приглушенное, съемка, в принципе, тоже возможна - в режиме "М" фиксируете выдержку 1/40 секунды, диафрагму 2.8 и снимаете на максимальном "рабочем" ISO в RAW. Пусть изначально фотографии получаются слишком темными - потом можно сделать положительную экспокоррекцию в Lightroom или другом RAW-конверторе. Фотографии при этом получаются хоть и довольно шумные, но все же пригодные для печати небольшим форматом. Можно, конечно, снимать и в Jpeg, но результат при этом будет намного хуже.

Если вы чувствуете, что светосила "сороковника" вас не устраивает, рекомендую смотреть в сторону "полтинника", но более дорогого - Canon EF 50mm 1:1.4 USM - у него, в отличие от младшего брата, диафрагму F/2 можно считать рабочей.

Что можно фотографировать "сороковником" на полном кадре?

Как раз на следующий день после покупки я был приглашен фотографировать церемонию вручения призов победителям конкурса РОСТ на Нижегородской Ярмарке. Я решил, что это неплохой вариант боевого крещения для обновки. Естественно, в качестве основного объектива изначально предполагался Canon EF 24-105mm 1:4L - им я отснял первую часть мероприятия. Когда был перерыв, я снял "эльку" и внешнюю вспышку и нацепил "блинчик". Задача - пофотографировать выставочные стенды, зрителей, организаторов мероприятия - постановочно и непостановочно.

К сожалению, освещение было не очень хорошее - слабые лампы накаливания (зато много), из-за этого ББ безнадежно уходил в желтизну, приходилось иногда поднимать ISO, вплоть до максимального для 5D ISO3200. Естественно, это отразилось на качестве фотографий - резкость немного "ушла" из-за шумов. Фотографии, приведенные ниже, только для оценки угла охвата объектива, его глубины резкости на максимальной диафрагме, не более того...

При съемке в больших залах особой разницы между "сороковником" и "полтинником" нет - плюс-минус 1 шаг вперед или назад. Но если назад шагать некуда, или вокруг полно других "папарраци", стремящихся вставить вам в кадр свою спину, преимущество "сороковника" очевидно...

Вывод - на полном кадре "сороковник" неплохо себя проявит для съемки групповых портретов, одиночных портретов в обстановке. И, самое интересное - им можно снимать репортаж! Это в какой-то степени "шпионский" объектив. Из-за компактности аппаратуры вы привлекаете меньше внимания и люди ведут себя более естественно. При диафрагме 2.8 задний план получается заметно размытым, а глубина резкости достаточна для фотографирования не просто лица человека (как, скажем, у 50/1.4), а еще и объектов, которые окружают этого человека. Учитывая хорошую резкость на F/2.8, объектив мне очень понравился в качестве репортажного фикса.

Крупным планом людей лучше не фотографировать - становятся заметными искажения.

Для пейзажа "сороковник" вполне неплох, и особенно хорошо проявляет свои сильные стороны при утренней/вечерней съемке, когда освещение не очень хорошее. Ниже приведен пример фотографии, сделанной вечером в деревне (кликните по картинке, чтобы открыть в полном размере):

Для полностью открытой диафрагмы резкость весьма неплохая. Замеченные недостатки - ощутимое виньетирование и небольшое замыливание самых уголков (обратите внимание на правый верхний угол), судя по всему, из-за кривизны поля изображения. Если виньетирование при закрытии диафрагмы ощутимо уменьшается, то кривизна остается - 98% картинки резко, но самые уголки чуть размыты.

Еще объектив обладает Canon EF 40mm 1:2.8 STM не самой лучшей бликоустойчивостью. Особенно сильно этот недостаток проявляется при ночной съемке, если в кадр попадает яркий источник света (например, фонарь).

Кстати, таким же недостатком страдает и "полтинник 1.8":


Когда я показал домашним эту фотографию и сказал, что это привидение, некоторые поверили и плохо спали в ту ночь:)

Приведенные выше примеры, на мой взгляд, подтверждают, что объектив делает свою работу на твердую четверку (без учета стоимости). Если же принять во внимание стоимость (я взял его за 5300 рублей), то Canon EF 40mm 1:2.8 STM - безусловная удача Canon!

Что можно фотографировать "сороковником" на кропе?

На кропе Canon EF 40mm 1:2.8 STM - совсем другой объектив. Если на полном кадре его можно было назвать "объективом для сюжетов", то на кропе он "объектив для фрагментов". Попробуем смоделировать ситуацию, если бы у меня тогда в руках была кропнутая камера...

Этот кадр показывает основное предназначение "сороковника" на кропе - портретник для не самых крупных планов. С этой задачей он справляется вполне успешно. Но если возникнет нужда снимать в стесненных условиях, вас, возможно, будет ждать разочарование:

Сюжет стал совершенно другим. Если на заднем плане повесить карту, то картинка будет напоминать прогноз погоды:) Кстати, эта ассоциация возникла неспроста! Объектив изначально создан для видеосъемки (в нем фокусировка STM - фишка чисто для видео, которую на данный момент поддерживают только кропнутые зеркалки) и лучше всего он проявит себя для записи видео с диктором, различного рода интервью - фокусное расстояние вполне удобно для таких задач, плюс - хорошая светосила позволит не слишком сильно повышать ISO при плохом освещении (ведь не всегда в домашней студии есть мощный свет).

При съемке с близкого расстояния (1.5-2 метра) "впихнуть" в кадр больше одного человека сложно. Репортажная съемка, выполненная таким образом, не будет раскрывать всей сути снимаемого сюжета.

Подведем итоги

По своему опыту могу сказать, что Canon EF 50 1:1.8 II - отличная рабочая лошадка. Это одновременно самый дешевый и один из самых резких объективов (на прикрытой диафрагме) стоимостью до 1000 долларов. При определенном умении можно получать с его помощью замечательные фотографии. На кропе объектив неплохо проявит себя при съемке домашних портретов - взрослых и детей. Этому объективу я обязан сотнями замечательных фотографий в своем семейном альбоме. Полностью потенциал данного объектива раскрывается на полном кадре, тогда помимо портретной съемки он в определенной мере пригоден и для пейзажа. Однако, если вы избаловали себя широкоугольниками, объектив 50 мм может казаться для вас откровенно узким и будет требовать длительного привыкания.

К объективу Canon EF 40mm 1:2.8 STM я, если честно, изначально относился скептически, но когда попробовал его в работе, кардинально поменял о нем мнение. После нескольких дней использования я убедился в том, что новый объектив практически по всем параметрам превосходит "старичка" EF 50mm 1:1.8 II.

Начнем с конструктива. Качество изготовления у Canon EF 40mm 1:2.8 STM не вызывает нарекания - металлическое крепление байонета, не самый дешевый пластик, плавный ход кольца фокусировки.

Качество изображения при съемке на прикрытых диафрагмах у объективов сопоставимое, на F/2.8 "сороковник" ощутимо резче "полтинника".

Рисунок размытия у "сороковника" более правильный - яркие точки в зоне размытия превращаются в симпатичные круглые пятнышки. "Полтинник 1.8" похожий рисунок размытия дает лишь на F/1.8 и при малейшей попытке зажать диафрагму (чтобы улучшить резкость и/или увеличить ГРИП) мгновенно превращает их в пятиугольники.

"Сороковник" превосходит своего соперника по точности автофокуса, но, по ощущением, чуть проигрывает ему в скорости (самую малость).

Естественно, у "сороковника" есть ряд недостатков, но их никак нельзя назвать существенными - это скорее особенности. Во-первых, при фокусировке у объектива выезжает "хобот", то есть, теоретически есть возможность попадания вовнутрь пыли. Это же является причиной небольшого зуммирования при фокусировке - с уменьшением дистанции до объекта реальное фокусное расстояние чуть увеличивается. Во-вторых, ручная фокусировка работает только когда фотоаппарат включен. Кольцо фокусировки не сообщается с механизмом напрямую, а дает команды по смещению линз шаговому двигателю. Имеется возможность ручной поправки фокусировки "на лету", но только при полунажатой кнопке спуска.

Попробуем свести все факторы в сравнительную таблицу...

Как вы видите, многое говорит в пользу "сороковника".

Я намеренно не указываю области применения объективов с учетом их фокусных расстояний - это каждый решает для себя, с учетом того, что он намерен снимать и на какую камеру (кропнутую или полнокадровую). Этими объективами можно снимать большой спектр сюжетов. Лично я покупал Canon EF 40mm 1:2.8 STM как легкий и в меру широкоугольный (на полном кадре) фикс для путешествий. Объектив ощутимо "свежее", чем "полтинник" - сделан более добротно, гораздо более предсказуем в работе и честно отрабатывает заявленные характеристики. К тому же очень легкий и компактный.

Canon EF 50mm 1:1.8 II - хороший объектив за свои деньги, но чувствуется, что он морально устарел. Очень хочется видеть его обновленную версию с более точной USM или STM-фокусировкой, 7-лепестковой диафрагмой и с меньшим количеством "мыла" на открытой диафрагме. Даже если он будет стоить в 2 раза дороже, чем существующая версия, думаю, он будет иметь большой успех на рынке. Однако, официальных заявлений от Canon об обновлении данного объектива пока не поступало.

Добавлено 28.10.2015г. Бинго!!! Canon будто бы услышал меня и выпустил обновленный с приводм STM и 7-лепестковой диафрагмой:)

Если подвести итог всей статьи одной фразой, то она будет звучать так - я долго пользовался объективом Canon 50mm 1:1.8 II, он мне нравился, но после того, как я подсоединил к камере объектив Canon EF 40mm 1:2.8 STM возвращаться к "полтиннику 1.8" уже нет никакого желания .

    Делает зеркалку явно легче и компактнее — основная СУТЬ этой модели
    Неплохой автофокус — лучше чем у конкурента 50/1,8
    Металлический байонет, нормальное исполнение — лучше чем у конкурента 50/1,8
    Боке — лучше чем у конкурента 50/1,8
Недостатки
    Слабоватая диафрагма — только 2,8 (темнее видоискатель)
    Автофокус ТОЛЬКО моторный, нет полностью ручного режима(см подробнее отзыв)
    Хотелось бы стаб
    Весьма комично выглядит с точки зрения дизайна.
Комментарий

РЕГУЛЯРНО возникает очень важная задача почти у всех владельцев зеркалок = сделать фотик компактнее и легче, при этом суметь фотать большинство сюжетов.
На кенонах данная задача решается двумя обьективами
*EF 40mm f/2.8 STM
*EF 50mm f/1.8
ОБА этих обьектива ЭКСТРЕМАЛЬНО легкие, с ними фотик становится ЯВНО носибельнее и лезет в небольшие сумки. ОБА этих обьектива являются универсальными, т.н."стандартными" — подходят более менее как для пейзажей так и для портретов.
Различия между ними не категорические, как говорится на вкус и цвет..
============================
Краткий вывод такой:
1)если у вас кроп_1,6 и/или вы редко снимаете видео = лучше брать EF 40mm f/2.8 STM
2)если у вас фулфрейм и/или вы ЧАСТО снимаете видео(причем с ручным автофокусом) = лучше брать EF 50mm f/1.8 3)Если вам категорически важна яркость картинки в видоискателе, или важно особо сильно замылить фон на портретах = лучше брать EF 50mm f/1.8
=================
Говоря подробнее = отличия этого обьектива от 50/1,8
* сделан куда приятнее и современнее своего конкурента. Байонет стальной, корпус качественный, люфтов нет.
* диафрагма хуже — только 2,8 против 1,8. Это скажется на светлости картинки в видоискателе, работе точек автофокуса в некоторых камерах. Хотелось бы упомянуть что конкурент 50/1,8 лучше в возможности размыть фон картинки, и фотать в темноте — но это полуправда — 50/1,8 на раскрытой диафрагме плох и работает нормально всё равно начиная с тех же 2,8.
*Автофокус лучше — хороший тихий USM(в конкуренте простой моторчик), но если вы переключаетесь в ручной фокус — ручной работает всё равно от моторчика, прямого привода нет = с одной стороны хорошо — можно руками подкрутить и в авторежиме без переключения, но с другой стороны засада = Это снижает обратную связь, + на видео пишется звук работы мотора. Так что для ручного фокуса — 50/1,8 предпочтительнее.
*Боке — у 40/2,8 = 7 лепестков против 5 и это лучше.
*Фокусное — 40ка ближе к кропам по "нормальности

45 9

    Лёгкий, маленький, резкий, достаточно светосильный, тихо фокусируется, неплохо работает с видео.
Недостатки
    Цена здесь, в штатах рекомендованная 150$
Комментарий

Брал снимать дочку на видео к 650. Качество снимков отличное, конструктив хороший, прочный. По своей рекомендованной цене получается очень хорошей линзой, превращает зеркалку по размерам в мыльницу, сохраняя качество снимков фикса. Таскаю его основным на тушке, зумы приходится доставать редко, полтиник совсем перестал использовать. Скорость фокусировки сравнима с USM.

Пожаловаться Отзыв помог? 24 1

    Компактность
    Компактность
    Компактность
    Качество картинки.
    Портреты будут получше выглядеть.
Недостатки
    Не будет зума.
    Помещаться в кадр станет меньше.
    Не будет стабилизатора.
    Не будет эффекта — за который не жалко этих денег.
Комментарий

Подробный отзыв писал ниже — читайте. В этом напишу про самый распространееый вопрос — стоит ли такой обьектив брать на замену Штатному 18-55.
(это справедливо для фотоаппаратов Кроп 1,6)
======
УДОБСТВО
1.Прорыв. В целом поменяв штатник на этот обьектив вы поразитесь тому насколько камера стала легче и компактнее — ну совсем другое дело. Станете чаще носить с собой(ВАЖНО!!! — уже совсем не влом. Под куртку легко помещается — потому что под курткой уже не торчит хобот (вид беременного носорога). ИМХО это великое дело — когда камеру чаще носишь и кадры делаешь — величайшее.
2.Антипрорыв — не будет зума. Для понимающих толк или стремящихся стать ближе к профи — это только польза. А вот для 90% пользователей принесет проблему. Придется чаще подходить отходить да и влезать в кадр станет меньше.
КАЧЕСТВО КАРТИНКИ
Те кто снимает не один год — заметят что картинка конечно лучше, те кто снимает не часто — точно прироста в картинке не заметят, не стоит и надеяться.
===========
Выводы
Обьектив вполне может заменить зум18-55, он достаточно универсальный(можно и на улице снимать и дома)и для кроп_камеры он предпочтительнее 50мм, но надо понимать что основное что принесет замена — это КОМПАКТНОСТЬ.
1)Если Вы не считаете денег — Берите, комфортнее значительно. А в поездках — так прямо определяюще.
2)Если Вы настолько тонко видите картинку, что искажения штатника режут глаз — Берите
3)Если Вы от смены обьектива ожидаете КАРДИНАЛЬНЫХ изменений, прорыва, но при этом считаете денешки и ищете выгоду = не берите, изменения будут не грандиозны, по факту оценит их в эту сумму только суперэстет или тот кому денег не жалко совсем. то есть в 8 случаях из 10 брать смысла нет(хотя я, лично, с превеликим удовольствием пользуюсь им гораздо чаще чем любым другим стеклом)